Форум » » Черекское ущелье и Дигория » Ответить

Черекское ущелье и Дигория

Менме: Я родом из Черекского ущелья, которое, как известно соседствует с Дигорским, но не буквально, между нами еще два ущелья, но они поменьше и в их верховьях не живут люди, но ведется хозяйственая деятельность. У нас есть названия которые не переводятся с тюркского языка и интенсивность таких названий идет по затухающей от Хазнидона до Безенги и чем ближе к грузинской границе, где непонятные названия уже перестают практически встречаться. Собственные топонимы носят множество вещей – это реки, горы, пикы, родники, урочища, более-менее заметные камни, ущелья, балки и т.д. Большинство из них не встретишь в обычных картах, но они жизненно необходимы для местных жителей, потому что без них невозможно ориентироваться в горах и вести какую-либо деятельность. Просто очень хочется узнать, что скрывается за этими непонятными, загадочными, а порой и просто смешными для тюркского уха топонимами, среди которых ты вырос, которые постоянно упоминаешь и которые тебя окружают. Адыги нас могут обвинить в окупации осетинских земель, но если мы до сих пор знаем все эти топонимы, то это говорит о каком-то длительном периоде совместного и плодотворного проживания с дигорцами. Некоторые топонимы, говорят очень легко переводятся с осетинского, поэтому я хочу спросить если кто может перевести их, хотя возможно большинство из них уже искаженно и подстроенно под тюркское произношение. Для начала: Реки – Хымельци-Суу, Чайнашки, Хашки-Суу, Къурумту, Хызны-Суу (Хазнидон), Шхырын, Шыннан, Къудохурт. Сёла – Сауту, Фардык, Къоспарты, Мухол, Шаурдат, Къурнаят, Мукуш, Зарашки, Ишканы. Урочища – Мулуцу, Мыкъылышкъы, Зумушку, Зыркых, Мулуцу, Урмаят, Галияш, Зинар-Дорбунла, Зына, Ирици, Индыргъу, Илгыбас, Инцыты, Мисхор, Мисхок, Сагдан, Ра, Фадауан, Хафтауан, Гыры, Земельцы, Зельтир-Башы Горы – Ликоран, Цермашки, Шешки, Фытнаргы, Герты. Перевалы – Шари-Ыфцык, Гезе-Ыфцык, Гурды-Ыфцык. Пока что хватит.

Ответов - 110, стр: 1 2 3 4 All

Anbalan: Менме пишет: цитатаАдыги нас могут обвинить в окупации осетинских земель, но если мы до сих пор знаем все эти топонимы, то это говорит о каком-то длительном периоде совместного и плодотворного проживания с дигорцами. Тут я полагаю нет речи о "окупации осетинских земель"! Тут мы обсуждали, что дигорцы и балкарцы потомки одного народа (видимо асов или конкретно ас-дигоров). На то мы гены обсуждали, фамилии и обычаи - совпадение полное. К тому же многие дигорцы (большинство) выходцы из "Балкарии", например мой род и род Русланбека. Т.е. мы "балкарцы" по происхождению. Твоя информация только подтверждает это. Спасибо, очень приятно и интересно. Я вижу там явно дигорские слова, но воздержусь пока от коментариев и подожду Русланбека. У Русланбека то лучше получается.

Batraz: Менме пишет: цитатаПеревалы – Шари-Ыфцык, Гезе-Ыфцык, Гурды-Ыфцык. Интересно не напоминает ли этот горный хребет профиль лежащего человека? А, Менме?

beshbash: Кроме слов "фарауан, фардык, фытнаргы и хазнидон" остальные все слова тюрского происхождения. Даже при этом- "хазны-суу" имеет большую вероятность быть тюркским корнем т.к. хазна есть в русском языке "казна", "имущество" т.е. "богатая река", а слово фардык имеет тюрское оформление с тюрс ким окончанием ".. ык". Разбирать каждое слово это большой труд и требует много времени, поэтому я ограничусь тремя словами которые как бы на первый взляд чисто иранские а на с амом деле проступает в 2 словах тюркское оформление или тюрский корень. Вообще по поводу топонимики КЧР и КБР и заметил одну вещь , которая пока что не отборажена в научной литературе. ЭтО ТО ЧТО ОГУЗСКИХ ТОПОНИМОВ-ГИДРОНИМОВ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ КИПЧАКСКИХ. Учёные не спорят по поводу того что хазары были огузским (тюркским) племенем.


Гостья: Менме пишет: цитатаАдыги нас могут обвинить в окупации осетинских земель, К сожалению, пропустила один важный момент: приняли в РФ закон о передаче исторических памятников в частные руки? Из нас юристы есть, может кто разъяснить? Я к чему: есть у вас в Черекском районе КБР крепость Болат-кала. Так вот, есть у меня подозрение - не фамильное ли это имение нынешних осетин Болатовых-Болатаевых? В таком случае, я имею преимущественное право! А если серьезно, Менме, можете ли вы что-либо сказать об этой крепости, где? как добраться? и тд.

Поперечный: Гостья пишет: цитатаТак вот, есть у меня подозрение - не фамильное ли это имение нынешних осетин Болатовых-Болатаевых? У нас самих хватает Болатовых, претендентов на эту крепость

Abrek: Гостья Нужно еще разобраться, кто они Болатовы(болатаевы). КБ или Осетины. Гостья пишет: цитатаприняли в РФ закон о передаче исторических памятников в частные руки? Ну знаешь, при помощи некоторых участников форума, данный закон примут в ближайщее время, если они возьмутся конечно за нее. Желающих хот избавляйся...

Гостья: Поперечный пишет: цитатаУ нас самих хватает Болатовых, претендентов на эту крепость Ничего, мы полюбовно договоримся! Расписание званных обедов повесим... Abrek пишет: цитатаНужно еще разобраться, кто они Болатовы(болатаевы). КБ или Осетины. Ой, Абрэк, кровь кипит, все на разборки тебя тянет Осетины, осетины, чего сомневаться! Еще с Лепшоковыми- адыгами не разобрались,уже до Болатаевых добрались Abrek пишет: цитатаданный закон примут в ближайщее время Я тоже была очень против этого закона, пока не посмотрела, что он прекрасно себя оправдывает во многих цивилизованных странах! Abrek пишет: цитатаНу знаешь, при помощи некоторых участников форума, данный закон примут в ближайщее время, если они возьмутся конечно за нее. Желающих хот избавляйся... С одной стороны, достаточно высокая оценка "некоторым участникам форума" , а с другой - откуда такое желание избавляться?

ДД: Менме пишет: цитатаАдыги нас могут обвинить в окупации осетинских земель, Странная логика! Причём тут адыги? Во всяком случае до 15-го века адыгов там ни сном ни духом, ни в каких формах не присутствовали. Факт этот широко известен. И как адыги могут говорить за осетин? У них на то полномочия какие есть, о которых мы не знаем? Я бы вас просил больше об соседствующем субъекте не упоминать в таком русле. Мне тут вспомнилось как после принятия закона "О реабилитации..." в КБР вместо территориальной реабилитации балкарцев (которая не осуществлена по сей день!) как то предусмотрено в Законе, потребовали в Верховном Совете вернуть Кабарде бывший Курпский район (часть зовременного Моздокского район РСОА, лежащая к югу от Терека), правда никто так и не сказал, какая связь между реабилитацией балкарцев и Курпским районом, который был передан Осетии до их выселения. Нет пределов человеческого лицемерия.

Сая: ДД пишет: цитатадо 15-го века адыгов там ни сном ни духом, ни в каких формах не присутствовали Здрасте вам!!! Извините, как-то своим присутствием в этом мире разрушаем идеальный образ, созданный вашим воображением...

ДД: Сая пишет: цитатаЗдрасте вам!!! Извините, как-то своим присутствием в этом мире разрушаем идеальный образ, созданный вашим воображением... И вам здрасте. Ваше пристуствие мне нисколько не мешает. А ту часть КБР, которая называется кабардинской плоскостью, адыги заселили не раньше 15-го века.

Сая: ДД пишет: цитатаА ту часть КБР, которая называется кабардинской плоскостью, адыги заселили не раньше 15-го века. Если повторять эту фразу как заклинание, то она когда-нибудь станет правдой.

ДД: Сая пишет: цитатаЕсли повторять эту фразу как заклинание, то она когда-нибудь станет правдой. Опять странная логика. Это единственно существующая, общепринятая и никем не опровергнутая правда.

Черкес01: цитатаА ту часть КБР, которая называется кабардинской плоскостью, адыги заселили не раньше 15-го ве Я уже озвучивал мысль, но вот еще раз повод, чтобы она прозвучала. Сарматы - это народ, от которого произошли Аланы, от которых произошли осетины (официально) и кб (не официально). СаРМаТы жили на огромном пространстве от КаРПаТ (СаРМатских гор по Иордану) до Волги (Индыл) Пососедству с МеоТидой (МеоТ сопоставимо со вторым слогом в сарМаТ, сар- царственные). Кабардинцы (Къэбэрдей) до сих пор называются другими адыгами КъаРБаТай - и это указывает КАК МИНИМУМ на их прямое наследование этнонима Сармат (от которых аланы).. На территории современной КЧР живут бес-(А)ЛЕН-ейцы (БэсЛэНей), диалект которых очень близок, кабардинскому и два эти диалекта составляют нынешний так называемый литературный кабардино-черкесский язык. По-адыгски можно произвести такую шуточную реконструкцию *"кэрмэт-чэркъэсыбзэ" Со временем происходили всевозможные наслоения вначале ираноязычные племена, потом тюрки, следы этих наслоений очень ярки в наследнике сарматского языка карбатском (читай кабардинском).. Нет ничего проще правды. Иные пугаются этой простоты. АМИН!

ДД: Всё-таки, о чём вы? Сарматы - адыгоязычные были? По поводу Бесленейцев: они получили своё наименование от князя Беслана, это просто имя, причём тюркское - Бий-аслан (распространено у нас именно в такой форме), тоже саме что Аслан-бий. Всё это натяжки, имеющие мало общего с действительностью. Это выглядить по меньшей мере смешно: на совпадении пары звуков сторить какие-то далеко идущие истрические пирамиды. Где сарматы, где кабардинцы!? Черкес01 пишет: цитатаКабардинцы (Къэбэрдей) до сих пор называются другими адыгами КъаРБаТай Кабарда до сих пор называется нами Къабарты, что дуквально означает Предгорье (къаб-арты - за выходом из ущелий).

Мурат: А по-турецки и татарски "къабарты" значит "разросшийся"

Anbalan: ДД пишет: цитатаГде сарматы, где кабардинцы!? А ты бы не "идеализировал" то что Черкес писал. Тут речь идет о "наслоениях". Я до этого приводил ссылки о "иранстве" хорватов, славаков, венгров и русские не исключение. Адыги очевидно имеют это влияние.

Мурат: Вроде же упоминаются некие "царствующие сарматы", которых называют "языги". Разве это не адыги?

Черкес01: Мурат Мурат, если все несуразности собрать, все станет на свои места.. проблема в том, что у нас нет никого кроме Самира, который работает в отрыве от языка.. Хорват - однозначно от сармат, также как карбат - карпаты.. прямо за ними наследовали черкасы украины, потом казаки (по осетински касаг). - все более чем логично.. Будапешт = Быдэ-пэщыт (крепость-и напротив). даже названия ВЕН-Г-р и ХУННу могут быть связанны только через соврем. адыгский язык. в котором гъун//хъун может транслитерироваться либо транскрибироваться как вуын либо гуын//хуын.. Может видел наши закардонные когда пишуть "ГЪОгу маф" на латинице в туркии употребляют "VOgu maf" т.е. эти термины (ВЕНГр, которые ХУННу) из сарматского языка.. в слове ВЕН-Г-р еще и Г стоит перед наслоившимся и.е. показателем мн.ч "Р".. так вот "-г" - это адыг. соврем. мн. ч. "-хэ"..

ДД: Anbalan пишет: цитата Адыги очевидно имеют это влияние. Что имеют ввиду? Что в этногенезе кабардинцев решающую роль сыграли не адыги, а ираноязычные кочевые племена? Нет уж. Кабардинцы явственно происходят (по меньшей мере на 50%) от нас. Причём, если можно так сказать, продолжают "происходить" от нас по сей день! Попробую обрисовать... Осваивая новые земли, "самая подвижная часть адыгов" не могла встретить там абсолютную пустыню, кое-какое население там всё же должно было быть; они встретили там обескровленное монголами и Тимуром карачаевское, затем балкарское население, которое не могло оказать должного сопротивления и было ассимилировано, в условиях подавляющего численного и военного превосходства адыгов. Но! На этом всё не закончилось, в последующие столетия процесс ползучей ассимиляции горцев успешно продолжался. Ведь в горах на Кавказе всегда существовало избыточное население и чтобы не умереть с голоду людям приходилось спускаться на плоскость, становиться подданным чужих князей. Подобные процессы (уже не в таких масштабах конечно) в КБР имеют место по сей день, когда, например, до 70% (!!!) жителей крупного аула Нижняя Жемтала балкарского происхождения (но все адыгоязычные). Этим собственно и объясняется значительная кавкасионность кабардинцев и то, что среди них вообще редко можно встретить не тюркскую фамилию (по большей части Темировы, Бердовы, Кушховы, Балкаровы и т. д.).

Мурат: А чем Кушховы не адыги?

ДД: Мурат пишет: цитатаА чем Кушховы не адыги? Как мне объясняли кабардинцы: Къущхэ - балкарец; карачаевец; осетин. Т. е. эта фамилия передаёт этноним. Кушхов, всё равно, что Балкаров. Как Черкесовы у карачаевцев.

Мурат: Объяснение было не совсем верным. "къущхьэ" - "вершина, гора", в данном контексте имеется ввиду "горец" (по аналогии с "таулу"). Т.е. этнонимом это не является.

Сая: ДД пишет: цитатаКъущхэ - балкарец Къушхэ - горец, будь то балкарец, кабардинец или ещё кто... У меня мама Кушхова.

Черкес01: Сая пишет: цитатаКъушхэ - горец, будь то балкарец, кабардинец или ещё кто Абсолютно верно! И мы не отличали карачаевцев, балкарцев и осетин от своего народа.. Даже после того как они стали забывать родной (сарматский т.е. карбатайский) язык.

ДД: Сая пишет: цитатаКъушхэ - горец, будь то балкарец, кабардинец или ещё кто... Вы немного не понимаете. Попробую в меру своих знаний кое-что разъяснить. Вот аварцы себя называю магIарулал, что означает горцы, но это одновременно и этноним, т. е. тоже что у вас адыгэ. Тоже и у балкарцев (в не давнем прошлом и у карачаевцев) таулула - это этноним, от него образуются такие понятия как Тау тил (К-Б язык), даже свою "страну" и карачаевцы и балкарцы называли никак иначе как Таула (букв. горы). Например, есть пословица: "Таулу бла черкесли къазанга этлерин атсала андан шорпа болмайды" - "если балкарец и кабардинец бросят в казан своё мясо из этого суп не получится". Улавливаете в чём разница "горца" у адыгов и "горца" у нас или у аварцев? Для адыгов "горец" - просто житель гор любого происхождения, а балкарцы хоть в горах, хоть на плоскости "горцы", а кабардинец для балкарцев даже на вершине Джамалунгмы не станет "горцем". Вот даже меня - карачаевца, балкарецы спрашивают: "Сен таулумуса огъесе къарачайлымыса" - "ты таулу (раньше по-русски передавали этот этноним как - тавлинцы) или карачаевец". Мне услышав этот вопрос, во всяком случае впервые (а было это давно и ни историей ни политикой я тогда не занимался), было неприемлемо ответить, что я не таулу, а къарачайлы, и я, как сейчас помню, выдал что я къарачай таулу. Так вот, не знаю знакомы ли вы с кабардинцами, но кабардинцы всех балкарцев, карачаевцев и осетин (изначально, т. е. с 15-го века) называли одним этнонимом (что крайне символично, не находите Анбалан?) - къущхэ и только потом, как я понимаю, кабардинцы стали понимать, что здесь не однородная масса проживает и стали делить всех къущхэ на дигорских, балкарских, чегемских, карачаевских и т. д. Ныне кабардинцы даже в обиходе для обозначения балкарцев используют этноним къущхэ.

Abrek: Черкес01 пишет: цитата Даже после того как они стали забывать родной (сарматский т.е. карбатайский) язык. шутник а аналогии "языги" и "адыги" - интересна...

Къарча: бешбаш пишет: цитатаЭтО ТО ЧТО ОГУЗСКИХ ТОПОНИМОВ-ГИДРОНИМОВ НЕ МЕНЬШЕ Дюгер или дигор- одно из 24 огузских племен по Махмуду Кашгари. В "Книге Коркуда" встречаются имена: "муж-Болгар", другой витязь -"Дюгер, глава тысячи сородичей". У Фазлаллах Рашид ад-Дин ("Огуз наме") "(л.597а) Племя бозок. Трем старшим по возрасту братьям Огуз дал имя бозок. Иркыл Ходжа каждому из их сыновей дал свой лакаб и свое имя. И каждый, кто происходил из их племени, назывался по этому лакабу-по родовому имени. Дети второго сына Ай-Хана:1.ЙАЗЫР, т.е. люди многих стран будут на твоей стороне;(его рода) тамга: онгон- орел, доля мяса- передняя правая лопатка. 2.ДОГЕР(Дока),т.е. ради общения;(его рода) тамга: онгон- орел, доля мяса_ передня правая лопатка 3.ДОДУРГА, т.е. завоеватель страны и устанавливающий порядок;(его рода) тамга: онгон- орел, доля мяса- передняя правая лопатка. 4. Япарлы,т.е. великий. Его настоящее имя было Ягма..." Есть ли связь между дигорами - огузами и дигорами-иранцами?

Къарча: Черкес01 пишет: цитатаКабардинцы (Къэбэрдей) до сих пор называются другими адыгами КъаРБаТай - и это указывает КАК МИНИМУМ на их прямое наследование этнонима Сармат (от которых аланы).. Истории известо, что кабары- мощное хазарское племя, которым были подвластны некоторые адыгские племена.(Об этом пишет и кабардинский историк Аталиков). Большинство кабаров переселились в Венгрию. Часть кабаров с подвластными адыгами (после погромов Тамерлана) заняла нынешнию территорию. Косвенно об этом свидетельствует и название Эльбруса адыгами "ОШХОМАХО". Эльбрус с хазарского (тюрк)- ЭЛЬБ + РУС, где эльб- большой, великий(тюрк) + рус, руз- счастье(др.т.) т.е. Большая гора счестья. Кабары-тюрки которые понимали смысл слова "Эльбрус" перевели (сняли кальку) адыгам и так они и называют "Ошхамахо".

Batraz: Привет! Я что-то не понимаю, вам места в других темах мало? Тут у нас тема про возможные осетинизмы в конкретном ущельи Балкарии. Не флудите тут. Куда Абрек смотрит.

Мурат: ДД пишет: цитатаВот аварцы себя называю магIарулал, что означает горцы, но это одновременно и этноним, т. е. тоже что у вас адыгэ. Но къущхьэ это не этноним. Это "горец". цитатаНапример, есть пословица: "Таулу бла черкесли къазанга этлерин атсала андан шорпа болмайды" - "если балкарец и кабардинец бросят в казан своё мясо из этого суп не получится". Интересный подбор пословиц. Как будто специально, чтобы подколоть. цитатаназывали одним этнонимом (что крайне символично, не находите Анбалан?) - къущхэ и только потом, как я понимаю, кабардинцы стали понимать, что здесь не однородная масса проживает и стали делить всех къущхэ на дигорских, балкарских, чегемских, карачаевских и т. д. Ныне кабардинцы даже в обиходе для обозначения балкарцев используют этноним къущхэ. Что значит, "потом стали понимать"? Т.е. они только вчера из журнала про историю и политику вычитали об этом?! Кабардинцы и сейчас называют къущхьэ и балкарцев, и осетин. Abrek пишет: цитатаа аналогии "языги" и "адыги" - интересна... Языги, ядыги, азега/азига, азыгъэ, азыхъу/азахъу, адзыгъэ, адыгъэ, адыгэ.

Черкес01: Мурат Гухьэ-гужьым ухахьэ къыч1эк1ын.. зымыгъэгъап афэдизэу. Аллах с нами

ДД: Мурат пишет: цитатаИнтересный подбор пословиц. Как будто специально, чтобы подколоть. Это просто единственная балкарская пословица, которую я знаю. Мурат пишет: цитатаЧто значит, "потом стали понимать"? Т.е. они только вчера из журнала про историю и политику вычитали об этом?! Нет, моя мысль (не только моя, но и всех известных кавказоведов) такая, что кабардинцы переселившись на новые места изначально воспринимали карачаевцев, балкарцев, осетин (а может и ещё кого-то) как народы живущие выше - в горах, и именно поэтому стали называть их къущхэ, это в подтверждение того, что к концу 14-го века КБ и осетины точно занимали свои нынешние места проживания. Ещё моя мысль такая, что изначально кабардинцы называли всех нас - къущхэ и лишь через некоторое время стали подразделять на къарашай къущхэ, балъкъар къущхэ, тэпэн къущхэ (кажется так называли осетин). Но это не существенно. Мы начали разговор с фамилии. Так вот, фамилия эта (Кушховы) передаёт этноним, которым называют кабардинцы не себя, а другой народ. Вот, например, кабардинцы Кушховы из Каменномостского происходят от карачаевцев, видимо, могут быть и другие Кушховы, которые не от нас происходят, но я эту фамилию назвал именно в контексте ассимиляции нас адыгами.

Черкес01: ДД пишет: цитатаЕщё моя мысль такая, что изначально кабардинцы называли всех нас - къущхэ и лишь через некоторое время стали подразделять на къарашай къущхэ, балъкъар къущхэ, тэпэн къущхэ (кажется так называли осетин). Но это не существенно. Ты же сам говорил, что кб спрашивают друг друга "таулу мысынг?" - ты горец.. и карачаевец ответит "къарачай таулум" - я карачаевский горец.. т.е. вы сами себя не различаете.. почему тогда мы должны были вас различать. Вообще спор не о чем.. Если из этого ключа слевовать то тюркское (кб) "аланлы" может быть этнонимом которым именовались адыги "алан" же по тюркски равнина..?? Вы таулу т.е. кб и мы аланлы т.е. кабардинцы.. глупо получается не так ли?.. Это изначально не этноним, а обозначение обозначение местносити из которой он прибыл абазаины тапанта "равнинники" ашхаруа "горцы" .. но это не значит, что они не родственные субъетносы одного народы.

Abrek: Черкес01 пишет: цитата "таулу мысынг?" - ты горец.. и карачаевец ответит "къарачай таулум" Скорее так говорят татары Слово таулу широко бытует у Балкарцев. Карачаевцы так не говорят. И правильнее будет дорогой Черкес: "Таулумуса?", на что Балкарец ответит "Хоу, таулума". Когда независимо от того Карачаевец иоли Балкарцец обращается к другому, они не употребляют данное слово. Ну типа, "Таулу къайда тасса?" - "Таулу, где пропал?", они говорят: "Алан къайда тасса?" - "Алан ты где пропал?" По крайней мере Карачаевцы так разговаривают.

Abrek: Мысль о том, что Хазары владели огузским языком как она вам? Иначе откуда у КБ в языке огузские слова? Печенеги на кавказ не заезжали...

Черкес01: Abrek У меня постоянно скось в сторону турецкого - этот язык я люблю, у меян с ним столько впечатлений, поэтому не обессудь иногда поневоле коверкаю ваши слова. Не дается мне ваш кб язык.. Зачем там к примеру -нг пишут когда можно просто -н обойтись??

ДД: Abrek пишет: цитата"Таулумуса?", на что Балкарец ответит "Хоу, таулума". Не "хоу!" он ответит, а "хау!". Черкес01 пишет: цитатаЗачем там к примеру -нг пишут когда можно просто -н обойтись?? Как зачем? Там же два разных звука, "нг" ("нъ") - тоже что в английским "doing". Кстати, были мысли по поводу того от куда в английском такой звук, вроде, в других германских, индоевропейских языках подобного нет.

Черкес01: ДД пишет: цитатаКстати, были мысли по поводу того от куда в английском такой звук, вроде, в других германских, индоевропейских языках подобного нет. Надо подумать

Мурат: ДД пишет: цитатаи лишь через некоторое время стали подразделять на къарашай къущхэ, балъкъар къущхэ, тэпэн къущхэ (кажется так называли осетин) Таких названий я вообще не слышал. А вот то, что балкарцев и осетин до сих пор называют "къущхьэ" - это факт. Неужели никто до сих пор не догадался, что одни балкарцы, а другие осетины?! Меня этот вопрос в детстве еще волновал. цитатаМы начали разговор с фамилии. Так вот, фамилия эта (Кушховы) передаёт этноним, которым называют кабардинцы не себя, а другой народ. Вот, например, кабардинцы Кушховы из Каменномостского происходят от карачаевцев, видимо, могут быть и другие Кушховы, которые не от нас происходят, но я эту фамилию назвал именно в контексте ассимиляции нас адыгами. И все-таки не этноним это. Но фамилия адыгская и тут как-раз карачайбалкары ассимилировали адыгов.

ДД: Мурат пишет: цитатаНо фамилия адыгская и тут как-раз карачайбалкары ассимилировали адыгов. У карачаево-балкарцев нет такой фамилии вообще. Но кабардинцы Кушховы от нас происходят. Им такую фамилию дали по-этому.

Мурат: У балкарцев есть такая фамилия А кабардинцы Кушховы могли произойти и от осетин, а может даже и от абазин-ашхарцев

Къарча: Батраз пишет: цитатаПривет! Я что-то не понимаю, вам места в других темах мало? Тут у нас тема про возможные осетинизмы в конкретном ущельи Балкарии. Не флудите тут. Куда Абрек смотрит. Батраз прав! Поддержим его!

Тауулу: Салам! Почитал и очень мне захотелось узнать откуда конкретно, из какого аула Черекского ущелья родом, как давно там бывал и где в настоящее время проживает автор данной темы? Большая часть приведенных тобой названий звучат в русской интерпретации в связи с чем у тебя и проблемы! Для примера - первое же наименование звучит как Хымильци - Суу, а никак не Хымельци, надеюсь перевод не требуется, то же самое и с остальными названиями так, что занимайся, а не получится обращайся! Можно просто к старейшинам и местным чабанам, это даже интересней чем здесь!

Гостья: Да, и куда сам автор пропал? У меня к нему вопрос был, у Батраза...? Автора нам, автора!

as : Аланское государство на Северном Кавказе стало оформляться в середине первого тысячелетия н.э. Большинство современных исследователей считает, что на территории Алании к концу V - началу VI в. сложились две этнокультурные группы: западная - протодигорцы (Асдигор) и восточная - протоиронцы (Ирхан). Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая - в Северной Осетии, Ингушетии и Чечне. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года

Abrek: as грамотей...

as : Vo vremena Tataro-Mongoliskogo iga etnos Balkaro-Karachaevtsev i osetin eshe nebyl sformirovan. I posle pokoreniya i porajeniya Polovtsev Tataro-mongolami, kotorye byli Tyurko yazychnym narodom, bejavshie na territoriyu gornoy Alanii, kotorya v te vremenya ohvatyvala vsyu territoriyu sovremennoy Karachaevo-Cherkesii, Kabardino-Balkarii i Osetii, chtoby skrytsa ot Tataro-Mongol. Pervoe mesto kuda pronikli Polovtsy eto bylo Cherekskoe ushelie sovremennoy Kabardino-Balkarii, ktoroe granichet s Digorskim usheliem i tak dalee oni pronikali na zapad do Teberdy Karachaevo-Cherkesii. Vezde kuda pronikali Polovtsy, oni stalkivalisi s Gorsko-Alanskim (As-digor) naseleniem govorivshem na Digorskom yazyke, tem samym stali stesnyati As-digortsev. Posle etogo chasti Asdigortsev stala pereselyatsa na territoriyu Osetii v Digorskoe ushelie, a chasti Digortsev ostalasi na svoey etnicheskoy rodine i smeshalosi s prishlymi Polovtsami. Ot etogo smesheniya i sformirovalisi Balkaro-Karachaevtsy. Pochemu Digortsy dosihpor nazyvayut Balkartsev Asson, a Karachaevtsev ustur Asson?? Potomu chto Digorskiy narod ne zabyl, to chto chasti As-Digorskogo naseleniya ostalosi na svoih, istori4eskih mestah i smeshalasi s tyurko yazychnymi Polovtsami, i poetomu etnonim AS pereshel uje na sformirovavshihsya Balkaro-Karachaevtsev. Tak je otmechu, chto Tyurkizatsiya ostavshihshay As-digortsev prohodila ocheni medlenno. Sushestvuet daje istoricheskiy dokument (ya chital v knige istorika Hamida Malkadnueva v Nalichike ne pomnyu toliko kakogo goda) kotoryi sviteelistvuet o tom, chto Balkartsy govoryat na asoblivom yazyke i na tyurkskom. Pod asoblivom yazykov imelsya v vidu Digorskiy yazyk. Starshee pokolelie Balkartsev govoryat, chto ih dedy eshe govorili na Digorskom i peli pesni na etom yazyke. Kogda ya ezdil v Karachay i kogda uznavali chto ya Digorets, to mne delali bolichie pochasti. Balkaro-karachaevtsy dosihpor schitayut Digortsev chastiyu Balkaro-Karachaevtsami. Znachit oni toje ne zabyli svoe proishojdenie ot As-digortsev! V 4erekskom raeone Balkartsy toje tsokayut i mesto "J" upotreblyayut "Z" , kak i Digortsy.

Abrek: as Какой то ты противоречивый... Ну считаем мы дигорцев своими, никуда мы не денимся... Только попробуй вникнуть, как это Половцы кот. только что предали алан на поле сражения, могли вернуться обратно в аланские земли? Или это ООН постарался половцев заселить на аланские земли, как евреев в палестину?

Къарча: Мурат пишет: цитата"царствующие сарматы", которых называют "языги". Разве это не адыги? У КБ сохранилось это слово. "Языг"-"Джазык" переводится как "бедолага", так что, не тянет на "царствующих скифов".

Къарча: Абрек пишет: цитатаИли это ООН постарался половцев заселить на аланские земли, как евреев в палестину? Даже ООн не смог бы их заселить в горы, т.к. Алания была слишком густо заселена, люди жили за счет отгонного животноводства.Половцы же со своими многочисленными стадами никак не могли заселится и жить в Алании. Известно, что грузинский царь заселил много кипчаков в Грузии (как войнов для защиты Грузии от Ирана) их потомки до сих пор живут в Грузии компактно и многие помнят свой язык. Я с одним служил, но язык не совсем сходится с КБ. Вот название ихних сел позабыл.Можеть быть кто-то из Грузии знает их историю?

Къарча: АС: Ас-Дигор как видим состоит из АС+ДИГОР т.е. два этнонима (или союз, или смесь тюркоязычных Асов и ираноязычных дигорцев) как и Гот- Аланы. Поэтому КБ к дигорцам относятся с уважением как к братьям. Там где победил иранский язык-они стали дигорцами, где победил тюркский - КБ, которых дигорцы по сей день называют "АССОН". Иначе они и себя бы называли "АССОН". У меня вопрос, кстати, почему осетинские историки пытаются скрывать то, что осетинский народ называл и называет балкарцев "АССОН"? Я не нашел это слово в последних изданиях "Русско-Осетинского словаря", хотя в старых изданиях это слово есть. А по половцам, если посмотришь заново ход исторических событий то логический сам придеш к выводу, что невозможно было перемещение большого количества половцев в горы и ассимиляция ираноязычного населения. Нельзя делать выводы по одной прочитанной книжке.(даже если автор Миллер,Абаев,Мизиев и мн др) Я так думаю.

Мурат: Къарча пишет: цитатаУ КБ сохранилось это слово. "Языг"-"Джазык" переводится как "бедолага", так что, не тянет на "царствующих скифов". Я писал "сарматы". Но ведь это название за ними водится. И не обязательно это тюркское "йазык". Кстати, напрашевается вопрос: откуда пошел термин "язычество"?

Черкес01: Мурат пишет: цитатаоткуда пошел термин "язычество"? и вообще откуда слово язык?? при адыг а-бзэгу "язык" также "лобзать" и "лизать" при адыг. ебзэи- хахаха ну откуда могло пойти все от скифов "славян"

Milletchi: Черкес01 Abdal olsan oyledir,sen nie hich haberin olmayan sheyler ile ograshiorsun?

Миллетчи: Черкес01 Eer abdal olsan kabaati var?Anani koru varmi sana burada?

Черкес01: Milletchi тыркучэ былмэм, русчэлэ конуш, анлэдын мы

Abrek: Къарча пишет: цитатаАС: Ас-Дигор как видим состоит из АС+ДИГОР т.е. два этнонима (или союз, или смесь тюркоязычных Асов и ираноязычных дигорцев) как и Гот- Аланы Я тоже кхотел об этом сказать. Похоже на название 2 этносов. Ас - запад. тюрки-балкарцы и дигор. Ведь мы везде видим, как Дигорцев всегда упоминают вместе с Балкарцами и карачаенвцами. Всегда подчеркивают их родство. Вот и отсюда АС-Дигор. Мурат пишет: цитатаоткуда пошел термин "язычество"? Интересный вопрос

Мурат: Я считаю, что КБ очень далеки от тюрок. КБ - кавказские горцы. С ближайшими соседями тюрками (даже с кумыками) общий у них только язык. Куда больше общего с соседями-горцами. В Турции, когда КБ начинают идентифицировать себя тюрками, они отделяются от остальных кавказцев, которые там обособляют себя от турков, и сливаются с турками. Получается такой выбор: "либо мы кавказские горцы, либо мы тюрки".

Batraz: Где автор темы?

Тахир: Abrek пишет: цитатаМурат пишет: цитатаоткуда пошел термин "язычество"? Интересный вопрос Слово "язычестово" происходит от древнерусского слово "език" - народ, племя. Другими словами племенная религия.

Тахир: Мурат пишет: цитатаЯ считаю, что КБ очень далеки от тюрок. КБ - кавказские горцы. С ближайшими соседями тюрками (даже с кумыками) общий у них только язык. Куда больше общего с соседями-горцами. В Турции, когда КБ начинают идентифицировать себя тюрками, они отделяются от остальных кавказцев, которые там обособляют себя от турков, и сливаются с турками. Получается такой выбор: "либо мы кавказские горцы, либо мы тюрки". Мухаммад Абдулла Карачай В формировании современного национального самосознания карачаево-балкарского народа важнейшее значение приобретает определение собственной этнической и религиозной идентичности. Многие принципиальные требования опираются на фундаментальные ценности национального самосознания. Речь идет о сумме тех дефиниций, которые позволяют ответить на вопрос “Кто мы?” в контексте, истории Кавказа, человечества и Исламской Уммы. Три основных составляющих формируют ответ на этот вопрос. Во-первых, это ощущение собственной индигенности, аборигенности, устойчивое представление о том, что карачаевцы и балкарцы – коренной народ Кавказа и один из древнейших этносов, чей этногенез завершился на данной территории, в горах и предгорьях Центрального и Западного Кавказа. Убежденность в том, что “Мы – горцы-кавказцы”. Во-вторых, это развитое у карачаевцев и балкарцев чувство причастности к тюркской суперэтнической общности. Карачаево-балкарский (аланский) язык относится к западной ветви тюркской группы языков. Утверждение “Мы – аланы, тюрко-язычный народ”. Наконец, третьей основой самоидентификации карачаевцев и балкарцев является их ощущение принадлежности к исламскому миру, к единой мусульманской Умме, выраженное в формуле “Мы – мусульмане”. Все эти три важнейших компонента национального самосознания карачаево-балкарского народа опираются на открытия и заключения археологов, историков, этнографов, исламоведов как российской, так и зарубежных научных школ. В длительной истории формирования карачаево-балкарского народа просматриваются древнейшие слои, относящиеся к третьему тысячелетию до н.э., ко времени ранних контактов (столкновений, взаимовлияния) протокавказской и пратюркской культур. На эти древние пласты ложатся более поздние наслоения скифо-сарматской культуры, аланская ветвь которой обретает яркую самобытность уже в первых веках н.э., и становится основой Аланского государства. Алания распространяла в период с I–II до начала XIII века свое владычество на значительную часть Северного Кавказа и имела высокий для того времени уровень социально-экономического развития, военной организации, духовной и материальной культуры. Происхождение карачаевцев и балкарцев от тюрко-язычных алан подтверждается анализом значительных пластов фольклора (древнего эпоса о Нартах) и богатым археологическим материалом, и поддерживается доводами ученых. Сложное преломление в народной исторической памяти находят события XIII-XIV веков, связанные с монгольским завоеванием Северного Кавказа и с жестокими военными, карательными походами Тамерлана. Разгром Алании в 1395-97 гг. воспринимается как невосполнимая утрата в национальной истории карачаевцев и балкарцев. Потеряв свою государственность и значительную часть своего населения, аланы мигрировали в горные ущелья и предгорья Центрального и Западного Кавказа. Они сохранили в наиболее чистом виде древнейшие особенности тюркских языков и культурные традиции древних кавказских аборигенов. При этом, их этническое развитие получает дополнительный толчок в процессе территориального обособления в горах и ущельях, в частности, при обосновании пяти субэтнических групп в Балкарском, Баксанском, Чегемском, Безенгийском и Холамском горных ущельях, а также в Карачае.

Миллетчи: Sen kendi sezlerinded utanmiyorsun?Nasil zaif teorielar ile ograshieorsun.Sana ne var burada?

Abrek: Миллетчи Не болгъанды, тюрк тилге нек кечгенсе, нени джашыраса бизден?

Къарча: ТАХИР: На днях подарили новую книгу Р.Тилова "Сага о Кавказе". Если ты прочитал эту книгу хотелось бы услышать твой комментарии.

Гость: :leb:

Тахир: Къарча пишет: цитатаТАХИР: На днях подарили новую книгу Р.Тилова "Сага о Кавказе". Если ты прочитал эту книгу хотелось бы услышать твой комментарии. - Нет, ещё к сожалению не получилось прочитать, прочту выскажу мнение... Миллетчи пишет: цитатаSen kendi sezlerinded utanmiyorsun?Nasil zaif teorielar ile ograshieorsun.Sana ne var burada? - Что ты сказал? Кое-что я не понял...

Менме: Гостье В Черекском ущелье действительно имееться башня Болатовых (Болат-Къала) она находится на левом берегу реки Черек Балкарский, в окрестностях современного селения Верхняя Балкария, на восточном склоне горы Ирици-Тёбе, в 150-270 м на юг от окраины аула Кюннюм, в котором с 1944 года не проживают люди. На сегодняшний день башня сохранилась частично у нее сохранилось основание, имеется три стены, максимальная высота стены около 5-6 м, по своим первоночальным размерам она вряд ли уступала Абай-Къала, так что можно сказать что это была одна из самых больших башен в ущелье. Институтом Археологии уже два года проводятся раскопки и расчистка оборонительных башен в Черекском ущелье. Общий вид башен улучшается, расчищаются они также изнутри от камней и земли, камни сортируются, открываются доселе неизвестные стены и погребы, увеличивается высота башен, ввиду освобождения их стен от засыпавшей их земли. Их готовят к реставрации и востановлению в первоначальном ввиде, в особенности это касается оборонительных сооружений Зылги, Курнаята и Болат-Къала. Пока что все это иницыатива глава института Бияслана Атабиева, найдутся ли на реставрацию средства неизвестно, но и расчистить их это тоже немало. Кстати, непосредственно расчисткой занимались кабардинские ребята археологи, сотрудники института. У меня имеются фото этой башни как изнутри, так и снаружи, отснятые в сентябре 2004 года (до проведения расчистки). Если вы меня научите как их разместить на форуме я вам покажу их. До селения Верхняя Балкария каждый день из Нальчика отходит четыре автобуса (первый в 10.00 последний в 18.30) из села тоже четыре (последний в 15.00). Если ехать на автобусе то у вас будет 2-3 часа на осмотр. Это находится на окраине села, на противоположном берегу вы увидите «величественные развалины» аула Кюннюм и возвышающейся над ними башни Абаевых. Прям напротив аула находится висячий мост-трубопровод, соединяющий федеральную дорогу Урвань-Уштулу с аулом. Если вы поедите на машине, то будет еще проще. Тау улугъа Судя по твоему вопросу Тауулу ты хочешь меня подловить, хотя не спорю со словом «Хымил» тебе это удалось, мне и в голову не пришло связать название речушки с этим словом, хотя что-что а из этой речки я выпил не один литр воды, когда в этом году в окрестностях этой реки я несколько недель пас овец, и видя кристально чистую воду, умываясь ей как-то трудно связать этот гидроним с глазным гноем. Что касается моих проблем, что «Большая часть приведенных тобой названий звучат в русской интерпретации» то это ни так, я уверяю тебя что большинство, именно большинство, звучит так как я написал. Я не мог написать топонимы в «русской интерпритации» по простой причине: большинства их нет на картах, а в тех места где они находятся редкий русскоязычный турист забредет и тем более он будет нас учить как выговаривать эти названия. По вопросу «Почитал и очень мне захотелось узнать откуда конкретно, из какого аула Черекского ущелья родом, как давно там бывал и где в настоящее время проживает автор данной темы?» я понял что ты не из Черекского ущелья, так как должен знать что в ущелье больше нет жилых аулов (ни в одном из 18 аулов бывших до депортации не проживают люди), а есть одно селение Верхняя Балкария, которое сегодня условно делят на четыре микрорайона Малкъар, Зына, Чегет и Мухол. Если тебя «конкретно интересует» то я из Чегета. Слава богу, что наши чабаны и старейшины не интересуются повально тем, какой топоним от чего произошел. Им ни до этого, они занимаются тем чтобы наш народ продолжал жить в горах или люди связавшие свою жизнь с горами не чувствовали себя ущербными. Их неимоверным трудом поддерживается достаточно высокий и комфортный уровень жизни для горной местности (конечно все относительно). Благодоря им эта земля не опустела и не опустеет. Этот резкий контраст ощущается с Дигорским ущельем, в котором люди можно сказать уже практически не проживают, оно пустеет, в особенности в верховьях. Анабалану Видимо нам не придется «дождаться комментариев Русланбека» поэтому если можешь выскажи свои мысли по этому поводу.

Менме: Асу На сегодняшний день я не слышал чтобы кто-то в селе говорил по-дигорски, или хотя бы поддерживал какую-либо связь с дигорцами. Но у нас имеется так назыавемый «Дигорский счёт» (Дюгер санау) овец. В Дигории его называют «балкарским», хотя по-сути он древнеиранский. Дюгер санау - это не просто выкрикивание цифр, это совершенно другое понятие счета, его можно сравнить с современными методиками быстрого чтения и максимально возможного мгновенного визуального запоминания, благодоря таким, без преувеличения передовым технологиям, наши предки могли с очень высокой точность знать ежедневное поголовье овец. Подтвержлением того что осетинский и тюркский языки имели параллелное хождение являются не только осетинские топонимы, которые впитали балкарцы, но и тюркские названия которые являются калькой, дословным переводом с осетинского. Пример тому самое древнее село ущелья Кюннюм (правильнее Кюнлюм), наряду с Къоспарты эти села из 18 аулов ущелья бывших к 1944 году, являются скорее-всего первыми которые были основаны. Кюнлюм (Солнечная сторона) антоним слова «Чегет» (Несолнечная или теневая сторона). Село действительно располагается на солнечной стороне, в его окрестностях протекает речка, которую сегодня называют Наргъы-Суу. «Нар» с осетинского означает солнце, свет, если я не ошибаюсь. Название села стало тюркским, а название речки просто исказилось. Но оба названия сохранили свою первоначальную суть.

Агубе: Менме пишет: цитатаЭтот резкий контраст ощущается с Дигорским ущельем, в котором люди можно сказать уже практически не проживают, оно пустеет, в особенности в верховьях. Салам, Менме. (Агубе = Русланбек ). По поводу "практически не проживают" вы скорее погорячились.. Конечно, нельзя сравнивать с прошлым, когда в Дигорском ущелье была весьма высокая плотность населения (гораздо бОльшая чем в балкарских ущельях), однако и в наше время люди в большинстве селах в горах проживают. Менме пишет: цитатаКюнлюм (Солнечная сторона) антоним слова «Чегет» (Несолнечная или теневая сторона). Действительно, чегет-цагат означает северную сторону. Например, Северная Осетия по осетински называется Цагат Иристон. Теперь касательно приведенных вами названий.. Мне кажется в основном данные названия происходят вероятно из кавказского субстрата, так как из осетинского-иранского практически не объясняются. Менме пишет: цитатаРеки – Хымельци-Суу, Чайнашки, Хашки-Суу, Къурумту, Хызны-Суу (Хазнидон), Шхырын, Шыннан, Къудохурт. Хымельци-суу(река Химельци/Хымыльчи) - не имеет этимологии с современного осетинского.. Хотя есть аналогия с фамильным названием у дигорцев - Химил-онта/Химилоновы, что буквально означает "химиловские". Чайнашки,Хашки-суу - в этих названиях также присутствует распространенное в топо-гидронимии Дигории загадочное "шки-ска-зга". В названии "хашки-суу" просматривается еще и другой древний элемент - "ха", который связывается с "землей". Къурумту - непонятно.. Может есть аналогия с фамильным названием Хурумта,Хурумовы(?). Хызны-суу - является калькой названия реки у дигорцев "Хазни-дон". Хотя "хаезнае" в осетинском языкознании связывают с хаезнА-богатство(изначально тюркское), но здесь явно присутствует другое слово, так как налицо явно различное произношение в слове: хаезнА-богатство и хаезнАЕ-название реки и местности. Здесь также наличествует древнее "хае". Шхырын - может быть связано с названием горной вершины Шхара.. Этимология недоступна. Шыннан - ? Къудохурт - ?Менме пишет: цитатаСёла – Сауту, Фардык, Къоспарты, Мухол, Шаурдат, Къурнаят, Мукуш, Зарашки, Ишканы. Сауту - близко к саутае-темные,черные.. Фардык - явный осетинизм. Фаердук - драгоценность,бусина, фаердгутае-бусы. Кажется такое же название села есть в Куртатинском ущелье Осетии. Къоспарты - по осетински должно было бы ппроизносится "Хъаспартае".. Однако названия такого нет и этимология неизвестна. Мухол - ? Шаурдат - может сауардат-"ручейное место"? Къурнаят - ? Мукуш - ? Зарашки - похоже очень на осетинские названия для поселений.. В горах Осетии - Зарамаг, Дзарасга.. Присутствуют одновременно два распространенных элементов в осетинских топоназваниях - зара,зара и ска,шка,шки,зги. Ишканы - ? Здесь также наличие "шк".Менме пишет: цитатаУрочища – Мулуцу, Мыкъылышкъы, Зумушку, Зыркых, Мулуцу, Урмаят, Галияш, Зинар-Дорбунла, Зына, Ирици, Индыргъу, Илгыбас, Инцыты, Мисхор, Мисхок, Сагдан, Ра, Фадауан, Хафтауан, Гыры, Земельцы, Зельтир-Башы Галияш - напоминает название старинного аула в Дигоском ущелье "Галиат"(ныне жилое). Этимология неизвестна. Зинар-Дорбунла - очевидно явный дигоризм. Буквально можно перевести как "труднодоступные пещеры" (зин - сложность,трудность; дорбун - пещера, дор-камень,бун-низ.. буквально "подкаменная"). Сагдан - либо "оленья река", либо "оленье место". Фадауан - явный дигоризм. В Дигории есть местность под названием Фаедау. Возможно связано с фаед-след,"протоптанное место". Хафтауан - хае-земля, фтауаен-добавлять,присоединять. Вероятно "присоедененная земля,участок". Остальные названия урочищ непонятны.Менме пишет: цитатаГоры – Ликоран, Цермашки, Шешки, Фытнаргы, Герты.Цермашки,Шешки - присутствует "це/цер-огонь" из протокавказского(андо-цезское), а также частое "шк-шки". В вайнахских языках еска/ешки - железо,металл. Фытнаргы - возможно ранее "фут нарги" - плохое,гиблое нарги. Менме пишет: цитатаПеревалы – Шари-Ыфцык, Гезе-Ыфцык, Гурды-Ыфцык. Шари-ыфцык - сарий аефцаег "сванский перевал" по дигорски. Гезе-ыфцык - перевал Гезе (название ближайшего аула в Раче). Гурды-ыфцык - может гурдзи аефцаег "грузинский перевал"?

Агубе: Менме пишет: цитатапротекает речка, которую сегодня называют Наргъы-Суу. «Нар» с осетинского означает солнце, свет, если я не ошибаюсь.Нар по осетински не солнце (хур/хор-солнце). Нар весьма часто встречается в топо-гидронимике горной Осетии и с этим же термином связывают происхождение названия мифических нартов: нар - ед.ч., нартае - множественное число, "нарцы,наровцы". Этимология до сих пор не имеет точного определения и имеются различные толкования. Наргъы-суу имеет точную кальку в Дигории - Наргъи-дон(речка вблизи Донифарса). На мой частный взгляд в этом названии сохранилось древнее "нар", а также "река-вода" из какого-то древнего местного языка - гъи, что сближается с современным нахским хи-река,вода(Армхи,Шолхи,Сурхахи..). По идее уже само название Наргъи означает "река наров", однако сюда еще добавилось ираноязычное дон-река,вода, Наргъидон. В Балкарии - Наргъисуу. Уважаемый Менме! Очевидно очень многое в вашей топонимике связано с глубокой древностью и данные названия являются наследием из языка кобанских племен. То же самое наблюдается и в горной Осетии: подавляющее большинство данных топо-гидронимии не имеет этимологии с современного осетинского языка. Нам бы свои осетинские названия растолковать , а вы предлагаете еще и ваши перевести..

Черкес01: Агубе пишет: цитатаЧайнашки,Хашки-суу - в этих названиях также присутствует распространенное в топо-гидронимии Дигории загадочное "шки-ска-зга" так, на заметку: по-адыгски "ручей, родник" - псы-ШКУАШКУ (редуплицированная шкуа- якобы звукоподражание) Агубе пишет: цитатаШхырын - может быть связано с названием горной вершины Шхара.. Этимология недоступна горы Цермашки, Шешки адыг. къуШХЬА - гора (элемент къу- означает угловидный изгиб). абаз.-абх. ащха "гора", ащхара "горное место" гора Ачишха недалеко от Красной поляны, г. Псеашха тоже на территорри Большого Сочи...

Мурат: Черкес01 пишет: цитатаадыг. къуШХЬА - гора (элемент къу- означает угловидный изгиб). Я сравнил с абхазским. Один абхаз мне подсказал, что в абх. "акъуара - берег" корень "къу" означает "камень", получитается "къушъхьэ (lуашъхьэ) - каменная вершина".

адыгеец: Агубе пишет: цитатаЦермашки,Шешки - присутствует "це/цер-огонь" из протокавказского(андо-цезское), а также частое "шк-шки". В вайнахских языках еска/ешки - железо,металл. А сравните с чеченским Самашки

Къарча: Тахир пишет: цитатаСлово "язычестово" происходит от древнерусского слово "език" - народ, племя. Другими словами племенная религия. В связи с "език" приходить в мысль КБ-ое "юзюк"- племя или часть чего-либо.

Черкес01: адыгеец пишет: цитатасравните с чеченским Самашки там много этих -шки.. в чечнском множ. число -Ш (как у нас -ХЭ).. Я уже говорил, что это может быть -Ш-КЪОЙ (..такИХ-то селение)..

Черкес01: Къарча пишет: цитатаВ связи с "език" приходить в мысль КБ-ое "юзюк"- племя или часть чего-либо. или язык "жалкий" ne YAZIK ki şöyle oldu!

Тауулу: Салам, Менме! Во-первых, я абсолютно не собирался кого-то "ловить", и мой вопрос "откуда, из какого аула родом?" вовсе не означает, что в настоящее время там кто-то живет! Во-вторых, еще раз утверждаю, что практически все топонимы и гидронимы у тебя, написаны в русской интерпретации! Примеры - Инцыты, Чайнашки - по балкарский Ынцытты, Чайнашкы, Зарашки - Зарашкы и т.п., не буду углубляться, сравни сам, Безенги - Бызынгы, Шики - Шыкъы! В третьих, неприятно удивило твое пренебрежительное отношение к старейшинам и чабанам, зря ты так думаешь, поверь мне, они гораздо больше знают и могут объяснить, чем это тебе кажется! Очень сожалею, нет времени, но более 90% приведенных тобой названий свободно переводится, надеюсь на новогодние каникулы специально сяду и переведу их для тебя. И последнее, не могу пройти мимо, Наргъы суу - Солнечная река, где Нар - древнее тюркское слово означающее "солнце", для примера тюркское имя Наргиз - Солнечная девушка, от "Нар" - нартюк, нартла и т.п. Совсем забыл, чтобы ты не сомневался - я родом из Мукуша!

Тахир: Менме пишет: цитата«Нар» с осетинского означает солнце, свет, если я не ошибаюсь. - Ошибаешься дорогой Менме, это тюрко-монгольское Солнце, Свет. Также ошибаешься и в ниже приведённом. Менме пишет: цитатаЯ родом из Черекского ущелья, которое, как известно соседствует с Дигорским, но не буквально, между нами еще два ущелья, но они поменьше и в их верховьях не живут люди, но ведется хозяйственая деятельность. У нас есть названия которые не переводятся с тюркского языка и интенсивность таких названий идет по затухающей от Хазнидона до Безенги и чем ближе к грузинской границе, где непонятные названия уже перестают практически встречаться. Собственные топонимы носят множество вещей – это реки, горы, пикы, родники, урочища, более-менее заметные камни, ущелья, балки и т.д. Большинство из них не встретишь в обычных картах, но они жизненно необходимы для местных жителей, потому что без них невозможно ориентироваться в горах и вести какую-либо деятельность. Просто очень хочется узнать, что скрывается за этими непонятными, загадочными, а порой и просто смешными для тюркского уха топонимами, среди которых ты вырос, которые постоянно упоминаешь и которые тебя окружают. Некоторые топонимы, говорят очень легко переводятся с осетинского, поэтому я хочу спросить если кто может перевести их, хотя возможно большинство из них уже искаженно и подстроенно под тюркское произношение. Для начала: Реки – Хымельци-Суу, Чайнашки, Хашки-Суу, Къурумту, Хызны-Суу (Хазнидон), Шхырын, Шыннан, Къудохурт. Сёла – Сауту, Фардык, Къоспарты, Мухол, Шаурдат, Къурнаят, Мукуш, Зарашки, Ишканы. Урочища – Мулуцу, Мыкъылышкъы, Зумушку, Зыркых, Мулуцу, Урмаят, Галияш, Зинар-Дорбунла, Зына, Ирици, Индыргъу, Илгыбас, Инцыты, Мисхор, Мисхок, Сагдан, Ра, Фадауан, Хафтауан, Гыры, Земельцы, Зельтир-Башы Горы – Ликоран, Цермашки, Шешки, Фытнаргы, Герты. Перевалы – Шари-Ыфцык, Гезе-Ыфцык, Гурды-Ыфцык. Пока что хватит. Реки – Хымельци-Суу, Чайнашки, Хашки-Суу, Къурумту, Хызны-Суу (Хазнидон), Шхырын, Шыннан, Къудохурт. Сёла – Сауту, Фардык, Къоспарты, Мухол, Шаурдат, Къурнаят, Мукуш, Зарашки, Ишканы. Урочища – Мулуцу, Мыкъылышкъы, Зумушку, Зыркых, Мулуцу, Урмаят, Галияш, Зинар-Дорбунла, Зына, Ирици, Индыргъу, Илгыбас, Инцыты, Мисхор, Мисхок, Сагдан, Ра, Фадауан, Хафтауан, Гыры, Земельцы, Зельтир-Башы Горы – Ликоран, Цермашки, Шешки, Фытнаргы, Герты. Перевалы – Шари-Ыфцык, Гезе-Ыфцык, Гурды-Ыфцык. Пока что хватит. Из выше приведённых топонимов многие кавказские термины, память о тех, кто в древности жил здесь до аланов. Мровели пишет о том, как с севера пришёл хазарский (понимай тюркск.) народ овсов (аланы, кб) и воевал " самым славным из сынов Кавкаса с Дурдзуком" (вайнахи) и оттеснил их с в другие места - в Чечено-Ингушетию. Прочитай Мровели "Жизнь картлийских царей."

Mikail: Assalamu alaikum wa rahimatullah. Rebyata, a zachem nuzni eti spori voobshe,kto ot kogo proishodit i kakoi procent ch'ey krovi struitsa v nashih zhilah, ved' eto vedomo odnomu ALLAHU.V Svyashennom Qur'ane,ALLAH nas vseh nazivaet:<...sini Adama...>,znachit dlya Nego mi tol'ko sini Adama(walaihim assalam),ot kotorogo i proishodim. Da,nesomnenno,lyubit svoi narod,ego kulturu i istoriyu eto prekrasno,no nel'zya eto stavit na pervoye mesto. Chisto po bratski,ya ni kogo umu-razumu ne uchu,ya sam uchus'.Hochu brat'ya,odin primer privesti iz zhizneopisaniya Proroka Muhammada(Sallallahu alaihi wa sallam),sostavlennogo Ibn Hishamom.Posle togo,kak odno iz yazicheskih arabskih plemyon,voinstvennoye i gordoye plrmya Banu al'-Haris prinyalo islam,Poslannik ALLAHA(S.a.w.) napravil k nim svoyego spodvizhnika Amra ibn Hazmu,chtobi on ih obuchal veroucheniyu,sunne,obryadam islama i sobiral s nih sadaku.Prorok(S.a.w.) dal emu pismo s ukazaniyami i porucheniyami dlya nego i dlya plemeni Banu al'-Haris:<Imenem ALLAHA,Milostivogo i Miloserdnogo!Eto-raz'yasneniye otALLAHA i Ego poslannika.O te,kotorie uverovali!Soblyudaite dogovor!Porucheniye ot Proroka,Poslannika ALLAHA-Amru ibn Hazmu pri ego otpravke v Yemen(k plemeni Banu al' Haris).Prikazivaetsa emu boyatsa vo vseh svoih delah,ibo ALLAH s temi,kotoriye boyatsa Ego,i s temi,kotoriye postupayut po-dobromu....esli mejdu lyud'mi voznikli raznoglasiya,zapreshaetsa obrashat'sa k plemenam i klanam,oni dolzhni obrashatsa k ALLAHU odnomu-Vsesilnomu i Vseslavnomu,kotoromu net rovni;kotoriye ne obratyatsa k ALLAHU,a obratyatsa k plemenam i klanam,budut posecheni mechyom,poka ne stanut obrashatsa k odnomu ALLAHU,kotoromu net rovni...>.Obrashat'sa k ALLAHU,znachit obrashatsa k Ego slovu-Svyashennomu Qur'anu,shariatu i k sunne Proroka(S.a.w.). Assalamu alaikum

Мурат: Mikail пишет: цитатаznachit dlya Nego mi tol'ko sini Adama Для своих соседей я сын моего отца. Для других народов я сын своего народа. Для инопланетян я житель планеты земля. Для животных я человек.

Гость: Мурат пишет: цитатаДля своих соседей я сын моего отца. Для других народов я сын своего народа. Для инопланетян я житель планеты земля. Для животных я человек. А для человеков? )))

Мурат: Я упомянул и некоторых человеков. Не буду перечислять всех.

Черкес01: Mikail Ты Ницше читал? У него есть один очень любопытный труд "антихристианин" почитай его.. и еще есть такая семитская (еврейско-арабская) поговорка "Ничто так не уверено в своей правоте как невежество".

Mikail: Cherkes01. Ne nuzno davat' soveti,chto mne chitat'.Ti luchshe prochitai perevod Svyashennogo Qur'ana. Ni kakogo< hristianstva> voobshe ne sushestvuet,Iisus (waleihim assallam) Prorok Islama,a ego ucheniye s pomoshyu shaitana (audu billahi shaiton irrajim)iskazili vragi ALLAHA vo glave s samozvannim apostolom Saulom(Pavlom),pridumavshim lzhiviy postulat o <troice>,iskazivshim nisposlannoe ALLAHOM Evangeliye,vvedya slova<Otec, Sin>,i razreshivshim to, chto ALLAH i Ego Poslannik Iisus(W.a.)zapretili. Dlya pravovernih ,bogoboyaznennih semitov(arabov,evreev)visshim znaniyem ,yavlyaetsa znaniye togo ,chto nisposlanno ALLAHOM(SUBHANALLAH). Voistinu ,ni chto tak ne uvereno v svoey pravote,kak nevezhestvo.

Mikail: Ya govoryu o tom ,chto v glazah ALLAHA,lyudi-sini Adama(w.a.),delyatsa na veruyushih i nevernih,horoshih i plohih. A ti Murat,privodish svoyo sobstvennoye mneniye.

Черкес01: Mikail пишет: цитатаVoistinu ,ni chto tak ne uvereno v svoey pravote,kak nevezhestvo Амин

Мурат: Mikail пишет: цитатаA ti Murat,privodish svoyo sobstvennoye mneniye. Извини, свое мнение иметь не разрешается?

Черкес01: Мурат Эт сматря с какой стороны. Вот если оно вразрез с мнением толпы то запрещается..

Mikail: Cherkes01,a kogo eto ti podrazumevaesh' pod slovom<tolpa>,ne veruyushih li musulman? Tolpami pogonyat v Ad, angeli ALLAHA,teh,kto otvergaet Ego slovo i glumitsa nad religiyei. Smeites,smeites,pridyot tot skorbniy dlya vas Den', kogda nad vami posmeyutsa. Amin.

Mikail: Murat,u tebya est pravo na sobstvennoye mneniye,no neujeli ti ego sravnivaesh s mneniyem tvoego Gospoda i Ego Poslannika(S.a.w.).Radi chego ti sporish? Cherkeso1 voobshe pitaetsa podkolot',sam ne znaet kogo. Ya chesno govorya vas ne ponimayu,toli vi nenavidite religioznih musulman,toli vam prosto zanyatsa nechem.No eto ne ta tema ,nad kotoroi mojno podshuchivat',posledstviya mogut bit' nepopravimimi, zachem BOGA gnevit'.Kogda vam citiruyut slova ALLAHA i Ego Poslannika,nuzhno molcha vnimat',starat'sa npostich smisl skazannogo,nuzhno strashitsa ugroz Gospoda.I togda na cheloveka snizaidyot blagodat' i milost' ALLAHA.

Мурат: Обрати внимание, мое мнение там не идет вразрез ни с чем. Оно скорее идет как дополнение в сказанному. Так что, твои цитаты я не оспариваю и не подшучиваю над ними. А если говорить о толпе, то я думаю, толпа - это что-то вроде стада баранов, которое можно погнать куда хочешь. В другой теме ты написал, что есть аяты, требующие толкования, и люди могут тольковать их в своих эгоистичных целях. Соответственно, если есть толпа, то найдется толкователь, который будет ей погонять.

Abrek: Мурат Для мусульманина есть только один "управляющий" - Всевышний. Наверное религиозные не относятся к данной толпе. А то стада про кот. ты говоришь - это скорее всего неверные, кот. блуждают по земле ищя свою сущность, дорогу. Сюда же относятся те кот. не могут различить правильное толкование Корана от неправильной. Значит ихняя вера не так сильно как они предпологают.

Mikail: Assalamu alaikum. Murat,izvini chto ya tebya ne ponyal.A v drugoi teme, pro ayati ALLAHA, ya ne ot sebya pisal,a tsitsiroval Svyashenniy Koran,special'no,chto bi mi vse videli,chto v nem est' otveti na vse voprosi cheloveka.V Korane ALLAH(SUBHANALLAH)govorit:<...i ne upustili Mi v Knige sei ni chego, cht bilo bi vesom bol'she pilinki,i chto bilo bi vesom men'sh neyo...>.Mi,v nashih besedah, postoyanno dolzhi obrashatsa k Slovu ALLAHA i viskazivaniyam Ego Poslannika(S.a.w.),i togda ALLAH umnozhit nash Eemaan (Veru),t.k. v serdce daje u samogo religioznogo cheloveka Eemaan mojet uvelichivat'sa i umen'- shat'sa'.Kajdiy raz,kogda mi slishim drug ot druga ayati ALLAHA i hadisi Proroka(S.a.w.),te iz nas kto veruyushii- ukreplyautsa v svoei Vere,a bezbozhiki eshyo bol'she pogryaznut v neverii. Kogda mi tsitiruem ayati iz Korana i hadisi Proroka(S.a.w.),nashi serdca perepolnyautsa i radost'yu i strahom,potomo chto ALLAH Vsemilostiv,no net ni chego strashnee gneva Ego. Kogda mi vedyom Bogougodniye rechi ob islame vokrug nas sobirayutsa angeli ALLAHA i molyat Gospoda nashego,chto bi On prostil nas i pomiloval.

Мурат: Abrek пишет: цитатаА то стада про кот. ты говоришь - это скорее всего неверные Первым сказал Черкес01. цитатаСюда же относятся те кот. не могут различить правильное толкование Корана от неправильной. Значит ихняя вера не так сильно как они предпологают. Но при этом они могут предполагать, что они абсолютно правы.

Мурат: Mikail пишет: цитатаMurat,izvini chto ya tebya ne ponyal. Я думаю так, что, если ты меня не понял, то в это работа шайтана. Не стоит извиняться за шайтана. цитатаya ne ot sebya pisal,a tsitsiroval Svyashenniy Koran Все-таки от тебя зависит что и как цитировать.

Джинн : Менме пишет: цитатаАдыги нас могут обвинить в окупации осетинских земель О чем это ты, брат?

Mikail: Murat ,da ti prav - eto rabota shaitana(auzu billahi mina shaiton ir rajim),no izvinyaus' ya vo imya ALLAHA,chtobi vocarilsa mir(salam),t.k. eto Ego veleniye. Da verno ot menya zavisit,chto tsitsirovat',no chto znachit<kak tsitsirovat'>,ya ne ponimayu chto ti etim hochesh skazat',obyasni.

Abrek: Мурат пишет: цитатаНо при этом они могут предполагать, что они абсолютно правы. Человек предпологает, а всевышний распологает.

Мурат: Mikail пишет: цитатаchto znachit<kak tsitsirovat'> Я имею ввиду цитаты, оторванные от контекста.

Мурат: Тауулу пишет: цитатаНар - древнее тюркское слово означающее "солнце", для примера тюркское имя Наргиз - Солнечная девушка, от "Нар" - нартюк, нартла и т.п. Откуда идет название гранатового дерева "нар"? Правда, что по-монгольски "солнце" будет "мара"? И как расшифровывается "нартюк"?

Таукъан Марачы: Мурат пишет: цитатаИ как расшифровывается "нартюк"? Ну, одна из версий, что от "нар" - тюрко-мангольское "солнце", и "тюк" - злак.

Мурат: А другая версия адыгское "нартыху/натыф - нартское просо (или хлеб)". В осетинском, насколько я знаю, "нартхор - пища нартов". Абазинское "нартыхв" скорее всего заимствовано у адыгов.

Mikail: Murat,ayati ALLAHA ne mogut bit' <virannimi iz konteksta>,t.k. v kazhdom ayate velichaishaya mudrost'.I kajdiy iz ayatov sootvetstvuet vsemu Koranu.

Мурат: Но можно процитировать, например, пару строчек, подгоняя под свою собственную мысль, когда в тексте эти строки могут подразумевать совсем другое. Такое практикуется.

Mikail: Murat,a skazhi mne chestno ,pojaluysta,ti schitaesh',chto ya imenno tak i delayu?

Черкес01: Мурат Дин 1офым ухилъасэмэ, гущы1э зэнэкъокъу 1офым к1эух и1эп.. Быслъымэнхэм л1эш1эгъу тхьапшэрэ ащтэу зыфэгъасэу щытыгъ?.. Тэ тыкъэхъугъэ къодый... Джыдэдэм тедэ1уни зэдгъэпшэн, нахьрэ ищык1агъэп, сенэгуе..

Мурат: Mikail Я считаю, что ТЫ так не можешь делать. Ты можешь пойти мне навстречу и сотрудничать, а позволяешь брать над собой верх какой-то мнительности по отношению ко мне. Черкес01 Умышынэ. Сэри сыделэ дыдэкъым. Зыгуэр къызгуроlуэ.

Mikail: Alhamdulillah,Murat. Priznayu Murat,chto ya mnitel'niy chelovek i eto ochen' plohoye kachestvo. Mne priyatno s toboi sotrudnichat'.

Mikail: I esho,ya teper' somnevayus,mozhet i Cherkes01 vrazhdi ko mne ne ispitivaet i ne ehidnichal vovse ,a prosto ne ponimaet,chto v razgovorah na temu religii shutkam ne mozhet bit' mesta. No on vidno gordiy paren' i ob'yasneniy davat' ne zhelaet.

фолькс: Нартюх тюркизк-нар=оранжевый+бюртюк=зернышко -кукурузе то всего 600 лет как она вышла с Америки ,а здесь еще пзже.



полная версия страницы