Форум » » Военно-Сухумская дорога. Абхазия и КЧР могут стать ближе. » Ответить

Военно-Сухумская дорога. Абхазия и КЧР могут стать ближе.

Салам: Уважаемые форумчане. С освобождением Кодорского ущелья Абхазии от грузинских оккупационных войск вновь становится актуальной идея строительства полноценной магистральной дороги через Клухорский перевал, которая соединит Северный Кавказ и Абхазию. Маршрут дороги через расположенный на границе Апсны (Абхазии) и КЧР Клухорский перевал является самым удобным и кратчайшим путем к черноморскому побережью, к морским портам Республики Абхазия. Когда-то здесь проходили важнейшие и оживленнейшие торговые пути, связывавшие страны Востока и Запада. В конце XIX в. здесь была проложена Военно-Сухумская дорога. Возникли даже планы строительства железной дороги от ст. Невиномысская до Тифлиса с тоннелем в районе Клухорского перевала. Владикавказская дорога получила концессию на прокладку к 1918 г. ветки до Теберды. Фактически она дошла до сегодняшнего города Черкесска. Не так давно, в связи с тем, что Кодорское ущель временно не контролировалось абхазскими властями, абхазской стороной был предложен проект строительства дороги из Сухума в Карачаево-Черкесскую Республику через с. Псху. Но сегодня, когда юрисдикция Абхазии над Кодорским ущельем полностью восстановлена, можно вернуться к идее восстановления бывшей Военно-Сухумской дороги. Эта дорога удобней и намного короче. К тому же, ее строительство является наименее затратным по сравнению со всеми другими вариантами. В Карачаево-Черкесии отличная дорога доходит практически до Северного Приюта, т.е почти до хребта, в Абхазии в советское время она доходила до Южного приюта. Абхазский участок нуждается в восстановлении. А "с нуля" нужно проложить лишь небольшой участок дороги через сам Клухорский перевал. Во время своего недавнего визита в Кабардино-Балкарию президент Абхазии Сергей Багапш заявил о намерении построить автомагистраль через Кавказский хребет.

Ответов - 88, стр: 1 2 3 All

Элбуздукъ: HIGHLANDER пишет: Заасфальтированная? Нет пока.

Салам: Степашин поддерживает идею строительства дороги из Карачаево-Черкесии в Абхазию "Это совершенно необходимо", - заявил С.Степашин в ходе поездки в Карачаево-Черкесию, говоря о предложении о строительстве новой дороги через Кодорское ущелье Абхазии, соединяющей ее с КЧР. "Эта дорога нужна не только для отдыха, но и для экономики. Письмо направлено руководству страны, оно обязательно будет рассмотрено. С моей личной точки зрения, как человека отвечающего за бюджетные средства, думаю, что эти вложения были бы эффективны и с точки зрения экономики, с точки зрения туризма, и с точки зрения безопасности", - отметил С.Степашин. "С учетом того, что Абхазия сегодня суверенное государство, подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Мы очень заинтересованы в развитии экономики этого удивительного края", - отметил глава Счетной палаты. В свою очередь президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев отметил, что одним из важных аспектов строительства соединяющей транспортной артерии является и то, что "абхазы - это родственный нам народ". "Мы всегда были вместе и теперь, после признания суверенитета государства думаю, мы стали неизмеримо ближе и эта близость должна исчисляться, в том числе и этой дорогой. Из Черкесска до Сухуми протяженность дороги составит 274 км. Для Карачаево-Черкесии это архиважно, тем более что мы бы прервали транспортный тупик и зарабатывали деньги", - подчеркнул глава КЧР. Ранее президент Абхазии Сергей Багапш озвучил предложение построить новую дорогу, которая соединит Карачаево-Черкесию с Абхазией, втрое сократив путь к ее морским портам. По словам С.Багапша, сейчас время передвижения из Владикавказа в Абхазию составляет 16-17 часов, а в случае строительства дороги оно сократится почти в три раза - до 5-6 часов. ИНТЕРФАКС-ЮГ http://new.09biz.ru/2009/03/31/stepashin-podderzhivaet-ideju.html

Огъары Учкулан : "Цебельдинцы едиснтвенное племя с которыми карачаевцы всегда жили в ладу" г-н Петрусевич


Огъары Учкулан : кроме того в Цебельде жили отдельные карачаевские семьи.

Салам: На Домбае строят первый пятизвездочный отель Свыше полмиллиарда рублей вкладывается в строительство на Домбае первого на Западном Кавказе (если не считать сочинские отели - abkhaziya.org) пятизвездочного отеля. "Строительство апарт-отеля "Вершина", начавшееся в середине прошлого лета, несмотря на кризис, идет строго по графику, - рассказал ИТАР-ТАСС гендиректор главного инвестора проекта "Крокус-Инвест" Саид Аджиев. - Мы, как и планировали, сдадим его "под ключ" весной 2010 года". По его словам, "мировой кризис не помешал заказывать на Домбае элитные квартиры, только за последние полгода жилье у нас заказали люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и даже Израиля". Причем, по его оценке, планируемый ввод в эксплуатацию автотрассы Черкесск - Домбай - Сухум, только увеличит цены на недвижимость в горных курортах Карачаево-Черкесии. "Чуть больше часа езды на автомобиле - и вы уже на знаменитых абхазских пляжах Пицунды или Гагры. Это открывает уникальные возможности", - констатировал он. Горный курорт Домбай, по мере приближения зимней Олимпиады в Сочи, возвращается в главное "меню" мирового и отечественного туризма. Строительство первого на Западном Кавказе пятизвездочного туристического комплекса "апарт-отель" "Вершина" первый шаг на этом пути. "Вершина" будет построена в самом "сердце" домбайской поляны, на высоте 1600 м над уровнем моря, всего в пяти минутах ходьбы от канатных дорог. А особенность проекта в том, что "помимо гостиничных номеров, СПА, бассейнов и других необходимых услуг, присущих пятизвездочным отелям, часть здания будет отведена под элитные квартиры-апартаменты", - пояснил Аджиев. Домбай - излюбленное место отдыха партийно-правительственной, научной и артистической элиты времен СССР - в последние годы возвращает себе былую популярность. Сегодня здесь, как и во времена СССР, настоящий высокий сезон. Только этой зимой курорт принял свыше 200 тыс отдыхающих, что является рекордом последних 17-18 лет. Поселок, расположенный в живописном ущелье западной части Главного Кавказского хребта, в 1950-е годы начал развиваться как центр горнолыжного туризма, принимая уже в 80-е вместе с курортом Тебердой около 1 млн. отдыхающих за год. ГАЗЕТА, 25.04.2009

Салам: Быть ли дороге с Северного Кавказа в Сухум? Строительство автодороги из Карачаево-Черкесии в Абхазию, о необходимости которого 14 мая заявил глава Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, представляет собой проект, проблематичный с экономической точки зрения, однако важный в политическом и социальном отношении. Такой вывод можно сделать на основе опроса экспертов, осуществленного ИА REGNUM Новости. Напомним, что, встречаясь в Черкесске с делегацией Общественной палаты РФ во главе с председателем комиссии ОП по региональному развитию Вячеславом Глазычевым, Эбзеев высказался за восстановление старой Военно-Сухумской дороги. По словам президента Карачаево-Черкесии, ее восстановление могло бы быть полезным для республики и страны в целом не только в экономическом отношении, но и в политическом. Это не первое заявление руководства Карачаево-Черкесии по поводу Военно-Сухумской дороги. В январе вице-премьер правительства Карачаево-Черкесии Исмаил Алиев сообщил, что идея строительства дороги получила одобрение российского руководства. Он тогда выразил надежду, что восстановление дороги позволит превратить весь западный Кавказ в "единый огромный горно-морской курорт". Заявление Алиева вызвало негативную реакцию с грузинской стороны. Член грузинского "правительства Абхазии в изгнании" Котэ Кучухидзе зявил, что это "еще одна попытка оккупации территорий Грузии со стороны России". Строительство Военно-Сухумской дороги было начато в середине 19 века и завершено в 1903 году. Она соединяла города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум. Общая протяженность дороги - 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги асфальтирована. Дорога там проходит через город Карачаевск, курорт Теберду и Домбайскую поляну. Последний пункт на дороге со стороны Карачаево-Черкесии - турбаза "Северный приют". Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе "Южный приют" в Кодорском ущелье Абхазии. Первый населенный пункт со стороны Абхазии после перевала - армянское село Ажара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в трех километрах южнее Сухума. На территории Абхазии вокруг дороги находится большое количество памятников древней архитектуры. Асфальтирована дорога в Абхазии лишь частично. Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время совершенно не приспособлен для автомобильного движения. В советское время этот участок был одним из известных маршрутов горных туристов. С началом войны в Абхазии в 1992-1993 гг. он практически не используется (добровольцы из республик Северного Кавказа шли тогда в Абхазию в основном не через Клухорский, а через Марухский перевал, откуда было легче попасть в центр абхазского сопротивления - город Гудауту). По мнению директора региональных программ Независимого института социальной политики, профессора МГУ Натальи Зубаревич, проект по восстановлению дороги сейчас неосуществим: программа дорожного строительства в России и так урезана на 30%, а здесь невозможно говорить о рентабельности проекта, поскольку Абхазия - "тупиковое" в транспортном отношении государство. Экономический скептицизм в отношении строительства дороги разделяет абхазский бизнесмен, бывший депутат парламента Абхазии Беслан Бутба: "Нам такую дорогу на Северный Кавказ нельзя строить, рано пока строить. Мы слабое государство, мы не сможем эксплуатировать эту дорогу. Я думаю, что эта дорога преждевременна. Когда мы будем сильным государством, когда у нас будут правильно работать правоохранительные органы, можно будет думать об этой дороге. Сейчас Абхазии не стоит вкладывать в это деньги". Управляющий директор ИА REGNUM Модест Колеров обратил внимание на некоторые другие аспекты обсуждаемого проекта: "России на Северном Кавказе нужна нормальная пограничная инфраструктура, прежде всего - качественные дороги вдоль границы - в первую очередь, границы с Грузией. В идеале такие дороги должны образовать единую систему. Можно вспомнить, что военная дорога в сторону грузинской границы построена в Дагестане. Перспективное замыкание таких дорог из Дагестана в Чечню и далее на Западный Кавказ - было бы идеальным инфраструктурным решением. Развитие и обслуживание таких дорог - это еще и новые рабочие места для местного населения". Эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин отметил "идеологическую" значимость проекта во внутриполитических процессах северокавказских республик. "Короткий путь в Абхазию из регионов, населенных черкесами - Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии - был бы важным символом абхазо-черкесского родства, известного по данным истории и лингвистики и подтвержденного во время войны 1992-1993 гг. Дорога впервые позволила бы доехать из Нальчика в Сухум за один день (расстояние составило бы менее 500 км.), так что среди черкесов проект обречен на популярность. В этой связи примечательно, что разговор о дороге повел Эбзеев, который в первые месяцы своего президентства, осенью 2008 года, столкнулся с критической по отношению к себе позицией некоторых черкесских лидеров. И, пожалуй, еще более интересно, что ранее в качестве "рупора" проекта выступал вице-премьер Исмаил Алиев. Он принадлежит к числу чиновников, появившихся в руководстве республики уже после прихода к власти Эбзеева. По моим данным, кандидатура Алиева и предположения о его дальнейшем карьерном росте вызвали весьма неоднозначную реакцию некоторых представителей черкесской части политического спектра республики. Поэтому, возможно, со стороны республиканского руководства тема дороги - это еще и дружественный жест в сторону черкесских сил, которые в Карачаево-Черкесии сегодня подконтрольны местным политикам с достаточно большими ресурсами и амбициями". Отметим, что восстановление Военно-сухумской дороги - не первый проект автомагистрали, которая связала бы Карачаево-Черкесию с черноморским побережьем. Бывший глава региона Мустафа Батдыев активно выступал за строительство дороги Черкесск - Адлер, однако подготовка проекта была заморожена из-за протестов экологов. http://www.regnum.ru/news/fd-south/kar-cher/1164142.html

Albert: Салам пишет: Эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин отметил "идеологическую" значимость проекта во внутриполитических процессах северокавказских республик. "Короткий путь в Абхазию из регионов, населенных черкесами - Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии - был бы важным символом абхазо-черкесского родства, известного по данным истории и лингвистики и подтвержденного во время войны 1992-1993 гг. Дорога впервые позволила бы доехать из Нальчика в Сухум за один день (расстояние составило бы менее 500 км.), так что среди черкесов проект обречен на популярность. В этой связи примечательно, что разговор о дороге повел Эбзеев, который в первые месяцы своего президентства, осенью 2008 года, столкнулся с критической по отношению к себе позицией некоторых черкесских лидеров. И, пожалуй, еще более интересно, что ранее в качестве "рупора" проекта выступал вице-премьер Исмаил Алиев. Он принадлежит к числу чиновников, появившихся в руководстве республики уже после прихода к власти Эбзеева. По моим данным, кандидатура Алиева и предположения о его дальнейшем карьерном росте вызвали весьма неоднозначную реакцию некоторых представителей черкесской части политического спектра республики. Поэтому, возможно, со стороны республиканского руководства тема дороги - это еще и дружественный жест в сторону черкесских сил, которые в Карачаево-Черкесии сегодня подконтрольны местным политикам с достаточно большими ресурсами и амбициями". Вообще-то, по ходу Военно-сухумской дороги нет ни одного черкесского населенного пункта. Населенные пункты идут следующим образом в КЧР: г. Черкесск (население смешанное, большинство - русские!) - г. Усть-Джегута (население смешанное: русские и карачаевцы - примерно пополам, карачаевцев чуть больше) - село Важное (заметное большинство - карачаевцы, есть и русские) - станица Красногорская (русских чуть больше, карачаевцев - чуть меньше) - аул Сары-Тюз (карачаевское) - пос. Правокубанский (смешанный: в основном - карачаевцы и русские) - аул Кумыш (карачаевское) - пос. Орджоникидзевский (смешанное: русские, карачаевцы и нек. другие) - село Коста Хетагурова (осетины и карачаевцы уже почти пополам) - г. Карачаевск (в-основном - карачаевцы, несколько меньше - русские, и понемногу другие) - аул Джингирик (карачаевцы) - аул Новая Теберда (карачаевцы) - аул Нижняя Теберда (карачаевцы) - аул Верхняя Теберда (карачаевцы) - г. Теберда (карачаевцы и русские) - затем дорога поворачивает в ущелье реки Гоначхир и там уже нет населенных пунктов - дорога идет до озера Тубанлы Кёл и до Северного приюта, а дальше уже до Клухорского перевала.

Салам: Albert пишет: Вообще-то, по ходу Военно-сухумской дороги нет ни одного черкесского населенного пункта. Населенные пункты идут следующим образом в КЧР: г. Черкесск (население смешанное, большинство - русские!) - г. Усть-Джегута (население смешанное: русские и карачаевцы - примерно пополам, карачаевцев чуть больше) - село Важное (заметное большинство - карачаевцы, есть и русские) - станица Красногорская (русских чуть больше, карачаевцев - чуть меньше) - аул Сары-Тюз (карачаевское) - пос. Правокубанский (смешанный: в основном - карачаевцы и русские) - аул Кумыш (карачаевское) - пос. Орджоникидзевский (смешанное: русские, карачаевцы и нек. другие) - село Коста Хетагурова (осетины и карачаевцы уже почти пополам) - г. Карачаевск (в-основном - карачаевцы, несколько меньше - русские, и понемногу другие) - аул Джингирик (карачаевцы) - аул Новая Теберда (карачаевцы) - аул Нижняя Теберда (карачаевцы) - аул Верхняя Теберда (карачаевцы) - г. Теберда (карачаевцы и русские) - затем дорога поворачивает в ущелье реки Гоначхир и там уже нет населенных пунктов - дорога идет до озера Тубанлы Кёл и до Северного приюта, а дальше уже до Клухорского перевала. Выводы Казенина весьма спорны. Но когда он говорит о том, что "возможно, со стороны республиканского руководства тема дороги - это еще и дружественный жест в сторону черкесских сил, которые в Карачаево-Черкесии сегодня подконтрольны местным политикам с достаточно большими ресурсами и амбициями", то имеет в виду не количество черкесских населенных пунктов, расположенных вдоль этой дороги, а то, что строительство дороги облегчит черкесам коммуникации с Абхазией, с родственным абхазским народом, т.к. намного сократит путь из КЧР до Сухума и других городов и районов Апсны. Что же касается населенных пунктов, то вблизи этой дороги находится черкесский аул Хумара. Также, практически на ней находится аул Кубина, где проживают родственные черкесам абазины. Черкесск - это город со смешанным населением, который был столицей Черкесской Автономной Области и в котором проживает много черкесов и абазин. Сама же дорога очень выгодна не только черкесам и абазинам, но и всем остальным народам КЧР. И это очень выгодно для карачаевцев, т.к. от Усть-Джегуты до Теберды по этой дороге расположены в основном карачаевские населенные пункты. Дорога значительно увеличит приток туристов, что должно стать большим толчком для развития экономики этих населенных пунктов и всей Карачаево-Черкесии. Дорога - это выход КЧР к морю со всеми вытекающими последствиями. Это уже не говоря о том, что жители, к примеру, Домбая и Теберды, смогут за час доехать до абхазского побережья, купаться и загорать на абхазских пляжах.

Elbrus: Мне лично, как жителю КЧР, сто лет не нужно это абхазское побережье! Куда важнее сохранность уникальных экосистем Тебердинского заповедника, который включен ЮНЕСКО в мировую сеть биосферных резерватов. А из него хотят сделать проходной двор!

Albert: Салам пишет: Что же касается населенных пунктов, то вблизи этой дороги находится черкесский аул Хумара. Хумара находится в стороне от этой дороги - на правобережье Кубани. Салам пишет: Также, практически на ней находится аул Кубина, где проживают родственные черкесам абазины. Ну, если не считать пос. Московоский г. Усть-Джегуты!

адыгеец: Albert пишет: Вообще-то, по ходу Военно-сухумской дороги нет ни одного черкесского населенного пункта.та что, черкесам по ней не проехать будет?

Салам: Albert пишет: Ну, если не считать пос. Московоский г. Усть-Джегуты! И Тепличный комбинат "Южный" и поселок Московский, куда должны были поселить строителей и работников этого комбината, были построены на землях абазинского аула Кубина в 1970-х - 1990-х годах. До начала строительства обещали, что поскольку Кубина предоставила свою землю для нового поселка, то он будет подчиняться Кубине, жители которой получат и квартиры в Московском. Но поселок был сначала на балансе Москвы, а затем включен в состав города Усть-Джегута, который находится на противоположном берегу реки Кубань.

Albert: Салам пишет: то имеет в виду не количество черкесских населенных пунктов, расположенных вдоль этой дороги, а то, что строительство дороги облегчит черкесам коммуникации с Абхазией, с родственным абхазским народом, т.к. намного сократит путь из КЧР до Сухума и других городов и районов Апсны. Что же касается населенных пунктов, то вблизи этой дороги находится черкесский аул Хумара. Также, практически на ней находится аул Кубина, где проживают родственные черкесам абазины. Меня прикалывает, когда абазины и абхазы оказываются "родственными черкесам"! Они говорят на совершенно разных языках! О каком родстве здесь можно вообще говорить?

Albert: Салам пишет: И Тепличный комбинат "Южный" и поселок Московский, куда должны были поселить строителей и работников этого комбината, были построены на землях абазинского аула Кубина в 1970-х - 1990-х годах. До начала строительства обещали, что поскольку Кубина предоставила свою землю для нового поселка, то он будет подчиняться Кубине, жители которой получат и квартиры в Московском. Но поселок был сначала на балансе Москвы, а затем включен в состав города Усть-Джегута, который находится на противоположном берегу реки Кубань. Но земли нынешнего тепличного принадлежали разным карачаевским родам. Даже долина, в низовьях которой располагается тепличный комбинат, носит название Байтал-Чапхан, как известно. Это карачаевское название!

sult: Albert пишет: Меня прикалывает, когда абазины и абхазы оказываются "родственными черкесам"! Они говорят на совершенно разных языках! О каком родстве здесь можно вообще говорить? Это ашуйские языки.

Albert: sult пишет: Это ашуйские языки. Это совершенно разные языки!

sult: Фонетические соответствия очень малочисленны, но ашуйские языки имеют около 400 общих корней.

Мурик: Elbrus пишет: Мне лично, как жителю КЧР, сто лет не нужно это абхазское побережье! Куда важнее сохранность уникальных экосистем Тебердинского заповедника, который включен ЮНЕСКО в мировую сеть биосферных резерватов. А из него хотят сделать проходной двор! +100

Салам: Albert пишет: Меня прикалывает, когда абазины и абхазы оказываются "родственными черкесам"! Они говорят на совершенно разных языках! О каком родстве здесь можно вообще говорить? Я думаю, что ты и сам в курсе, что черкесский (адыгский), абазинский, абхазский и убыхский языки родственны и составляют единую абхазо-адыгскую языковую группу. Да, абхазский и адыгский языки сегодня взаимонепонимаемы, но тем не менее, безусловно, родственны друг другу. Это факт, который не оспаривается ни одним серьезным лингвистом. Причем, ныне мертвый убыхский язык представлял собой как бы связующее, промежуточное звено между адыгским языком с одной стороной и абхазским, абазинским языками - с другой. Albert пишет: Но земли нынешнего тепличного принадлежали разным карачаевским родам. Даже долина, в низовьях которой располагается тепличный комбинат, носит название Байтал-Чапхан, как известно. Это карачаевское название Вообще-то, земли, на которых стоит нынешний тепличный комбинат, как и земля, на которой построен поселок Московский, принадлежали абазинскому князю Лоову и носили на абазинском языке название ЛоургIа рырхъа, что в переводе означает "Степь Лоовых". Комбинат был построен на землях аула Кубина, который на абазинском языке называется Къвбиналокт, т.е. Кубанско-Лоовский. Elbrus пишет: Мне лично, как жителю КЧР, сто лет не нужно это абхазское побережье! Куда важнее сохранность уникальных экосистем Тебердинского заповедника, который включен ЮНЕСКО в мировую сеть биосферных резерватов. А из него хотят сделать проходной двор! Ты затронул очень важный вопрос. Дорога Черкесск-Сухум, конечно, очень важна для экономического развития Абхазии, КЧР, Кавказа в целом. Но при ее строительстве действительно существует опасность нанести урон природе. Поэтому, если при строительстве дороги не предпринять всех необходимых мер, чтобы максимально обезопасить уникальные природные комплексы КЧР и Абхазии, то в проигрыше могут оказаться все. Здесь можно учесть положительный пример Швейцарии или Австрии, которые активно развивают туристическую и дорожную инфраструктуру в Альпах, сохраняя при этом экологию.

Elbrus: Салам пишет: Но при ее строительстве действительно существует опасность нанести урон природе. Скорее именно при эксплуатации этой дороги! И будет не опасность нанесения вреда природе, а так и оно будет. Салам пишет: Здесь можно учесть положительный пример Швейцарии или Австрии, которые активно развивают туристическую и дорожную инфраструктуру в Альпах, сохраняя при этом экологию. А можно вообще из республики сделать маленькую Швейцарию... Мы же знаем как все в России делается... "хотели как лучше, а получилось как всегда". Так оно и будет.

Albert: Elbrus пишет: А можно вообще из республики сделать маленькую Швейцарию... Мы же знаем как все в России делается... "хотели как лучше, а получилось как всегда". Так оно и будет.

адыгеец: http://www.regnum.ru/news/1166546.html

Albert: адыгеец пишет: http://www.regnum.ru/news/1166546.html Я знал, что к этому всё придет! То ли еще будет! Москвичи - это тебе не грузины! Боюсь, абхазы еще тысячу раз могут пожалеть, что оттолкнули Грузию с НАТО!

адыгеец: Albert только и абхазы не стадо. Один раз прокремлевского кандидата не поддержали (Хаджимбу), и багапша прокатят если не туда полезет

Albert: адыгеец пишет: Albert только и абхазы не стадо. Один раз прокремлевского кандидата не поддержали (Хаджимбу), и багапша прокатят если не туда полезет Если Российские евреи до зубов вооруженную Чечню раздолбали, то Абхазию возьмут за полдня!

З&c: Albert пишет: до зубов вооруженную Чечню с их воооружением разве что на разборки ходить. для войны в современном понимании они были вооруженны как индейцы против испанцев.

адыгеец: Albert Чечня, как ни крути- субъект РФ. А Абхазия, с точки зрения РФ, - субъект мирового права.

расул: не нужен нам никакой дороги эта дорога принесет нам только вред если кому-то так хочется загорать на море это несложно сделать и сейчас наивно думать что это дорога несёт нам какие-то финансовые благополучия мы ничего не получим все получат москва а мы получим только неприятности в виде разрушенной экологией толпы пьяных туристкороче все все радости проходного двора



полная версия страницы