Форум » » Происхождение и сословное положенте Батдыевых в Карачаевском обществе. » Ответить

Происхождение и сословное положенте Батдыевых в Карачаевском обществе.

Allavih-горный: Помогите разобраться с этим важным вопросом, , к какому сословию карачаевского общества относяться Батдыевы ? Для меня это очень важно,Пожалуйста аргументируйте свои ответы, и указывайте источники на которые ссылаетесь. Вопрос жизни и смерти.

Ответов - 53, стр: 1 2 All

HIGHLANDER: Более того, впоследствии некоторые вольноотпущенники даже становились намного богаче большинства ёзденов и даже чанка. А с чего вы взяли, что именно бий или чанка должен быть самым богатым в народе ??? Неоднократно слышал, что Бекмурза Байчоров был самым богатым карачаевцем в свое время...

хызыр: Батдыланы атаулулары къалайды?

хызыр: Спасибо, братья вы мне очень помогли, я очень надеюсь, что своим вопросом ни кого не обидел. Ваши обсуждения данного вопроса показали что я не один такой "лысый" в Карачае, что нас много, и своими примерами сможем помочь многим, попавшим в такую тупиковую ситуацию с родами,Я рад был читать ваши ответы, они очень обдуманны и не менее обоснованны,я думаю ещё буду обращаться к за советами.


пиф паф: президент позорит фамилию тем что он балабол а для карачаевца это не приемливо

Джинн : HIGHLANDER пишет: Бекмурза Байчоров был самым богатым карачаевцем в свое время В свое время... А до того времени самыми состоятельными были, очевидно, бии, которым уздени платилили подношения и подати (ёзденлик - за землю, челеклик и как там еще - за протекцию и пр.)...

Огъары Учкулан : Джинн я бы уточнил, ёздени обладали обязанности на совершение определенного рода выплат (кстати, абсолютно не всегда, земля уздена была биивской, у него могла быть и своя), однако и бии обладали обязанностями совершать выплаты (конечно в меньшей части) в отношении узденой, соврешать опрееделнные действия. т.е. они были взаимообязанными. сравнивать обязанности ёзденов и завсимых сословий, не получится, у них было разное положение.

Джинн : Огъары Учкулан пишет: земля уздена была биивской, у него могла быть и своя только в постреформенный период уздени стали полноправными владельцами своих земель, сославшись при этом на то, что они их уже выкупили у князей.. в общем что-то около того. А до присоединения к России и тем более отмены крепостного права бии и только они определяли кому и где жить. Захотели бии и все перешли на Кубань, захотел другой таубий - и его народ занял Баксан... Никакой собственности на землю у узденей не было. Приведите факты. бии обладали обязанностями совершать выплаты (конечно в меньшей части) в отношении узденой У биев таких обязанностей тем более по отношению к узденям не было. Существовал дарообмен между ними. Но и при этом узденьские дары были куда более частым явлением, чем обратное))) Взаимообязанность этих сословий сводилась к тому, что уздень должен был обхаживать бия, а бий управлять и оказывать им протекцию. сравнивать обязанности ёзденов и завсимых сословий, не получится, у них было разное положение Я и не сравниваю, но уздени ни в коей мере не были ровнями князьям. Определенным преимуществом обладали сыйлы (уллу/баш/сырма) уздени, но и они даже при подписании мирного договора с Россией являлись лишь представителями "черного народа". И заметте, от этого самого черного народа, составлявшегопорядка 90% населения был лишь один делегат, а все прочие - бии и чанки. Такое могло быть только при условии, что бии и чанки являлись руководящим звеном компании))))

HIGHLANDER: Джинн пишет: В свое время... А до того времени самыми состоятельными были, очевидно, бии, которым уздени платилили подношения и подати (ёзденлик - за землю, челеклик и как там еще - за протекцию и пр.)... В своё время, это в конце ХХI начале ХХ века, а именно до раскулачивания. Повторюсь, вовсе необязательно, что князья были самыми богатыми в Карачае. К примеру, самые большие табуны лошадей были у Байчоровых, Карабашевых, Кубановы, Текеевых... Как видишь, только вторые относились к биям, все остальные - уздени. Джинн пишет: Взаимообязанность этих сословий сводилась к тому, что уздень должен был обхаживать бия, а бий управлять и оказывать им протекцию. Я давно это заметил: всюду ты так стараешься воспевать биев... Угадать фамилию с трёх раз?

Элбуздукъ: HIGHLANDER пишет: Угадать фамилию с трёх раз? Тюйюлдю бий тукъумдан Джинли къарнашыбыз.

Abrek: Элбуздукъ пишет: Джинли къарнашыбыз. Джинн, я бы не стерпел Элбуздукъ

Джинн : HIGHLANDER пишет: Угадать фамилию с трёх раз? Элбуздукъ пишет: Тюйюлдю бий тукъумдан Джинли къарнашыбыз. Я уздень, но истина - дороже )))) Abrek пишет: Джинн, я бы не стерпел Охода, ичибизде бир сёзчюк чыкъгъан себебли къайдан къайнайым.. Эшитмеген, неда ангыламай къойгъан атлы къалаим ))) HIGHLANDER пишет: В своё время, это в конце ХХI начале ХХ века, а именно до раскулачивания. Повторюсь, вовсе необязательно, что князья были самыми богатыми в Карачае. К примеру, самые большие табуны лошадей были у Байчоровых, Карабашевых, Кубановы, Текеевых... Как видишь, только вторые относились к биям, все остальные - уздени. Если следоватеь твоему принципу, то можно утверждать, что в XX веке, а еще лучше в XXI самыми богатыми были не князья )))) Так что и я повторюсь: со второй половины XIX века стало и в самом деле необязательным, чтобы самыми богатыми были князья. Но в это время социально-классовое устройство карачевского общества претерпело необратимые изменения и перестало быть традиционным.

Abrek: Джинн пишет: Охода, ичибизде бир сёзчюк чыкъгъан себебли къайдан къайнайым.. Эшитмеген, неда ангыламай къойгъан атлы къалаим ))) назмула джазыб тебрегенсе Оллахи. Къачанды празднигинг? Элбуздукъ бла сакъ бол, опасный пацанды... Ныгъышдагъыланы башы тёбеннге айландыргъанды если че...

Элбуздукъ: HIGHLANDER пишет: Угадать фамилию с трёх раз? Элбуздукъ пишет: Тюйюлдю бий тукъумдан Джинли къарнашыбыз. Джинн пишет: Я уздень, но истина - дороже )))) Джинли тенгибиз муслиман диннге уллу сый бермегенликге, таулуланы ол диннге юретиб башлагъан аны тукъумуну Уллу Атасы болгъанды. Тюз ангылыгъан эсем. Кстати, Джинн, что случилось с твоим сайтом? Арт заманда ишлемей къалгъанды...

HIGHLANDER: Джинн джазады: Так что и я повторюсь: со второй половины XIX века стало и в самом деле необязательным, чтобы самыми богатыми были князья. Но в это время социально-классовое устройство карачевского общества претерпело необратимые изменения и перестало быть традиционным. Что такого катастрофического претерпели карачаевские князья в середине XIX века, чтобы так "обнищать"? Какие соц-класс изменения имеешь ввиду?

Бёрюкъан: HIGHLANDER пишет: Я давно это заметил: всюду ты так стараешься воспевать биев... Угадать фамилию с трёх раз? Ты ошибаешься! Почитай "Тёре", там он представился! Элбуздукъ пишет: Джинли тенгибиз муслиман диннге уллу сый бермегенликге, таулуланы ол диннге юретиб башлагъан аны тукъумуну Уллу Атасы болгъанды. Тюз ангылыгъан эсем. Тейри, бу джол сен джангылдынг дейме? Алийледен тюлдю Джинн къарнашыбыз. Элбуздукъ пишет: Кстати, Джинн, что случилось с твоим сайтом? Арт заманда ишлемей къалгъанды... Сайтынг дамы барды, Мурат?

Джинн : Элбуздукъ Бёрюкъан Бёрюкъан пишет: Сайтынг дамы барды, Мурат? Да бир дыгаласны ачханем 97 джылда. Ол сагъатда и-нетде аз эдик, энди кёбда болгъандыла сайтларыбыз, маджалда болгъандыла, аны себебли джабханма (тем более джангыртмай эдим). HIGHLANDER пишет: Что такого катастрофического претерпели карачаевские князья в середине XIX века, чтобы так "обнищать"? Какие соц-класс изменения имеешь ввиду? Обнищали не все князья, а только единицы, а главная катастрофа заключалась в том, что по установлении российской власти уздени перестали выплачивать биям "ёзденлик" за свои земли и стали их полноправными владельцами. А дальше - больше...

Бёрюкъан: Джинн пишет: Обнищали не все князья, а только единицы, а главная катастрофа заключалась в том, что по установлении российской власти уздени перестали выплачивать биям "ёзденлик" за свои земли и стали их полноправными владельцами. А дальше - больше... А крестьянская реформа 1867 года (в России в 1861 году), когда были освобождены зависимые сословия, вообще поставила княжеское сословие на грань выживания.

Джинн : Бёрюкъан пишет: А крестьянская реформа 1867 года (в России в 1861 году), когда были освобождены зависимые сословия, вообще поставила княжеское сословие на грань выживания. Несмотря на твою иронию, практически так и было (и даже в плане физического выживания ): уздени не чурались работы, в то время как князьям это претило... Вот и появились бийледен чыкъгъан сабатажла))) Слышал историю про некоего Дудова, который ходил в обносках, но так и не позволил своему величеству приобщиться к занятиям черного народа...

Огъары Учкулан : хм, но зато, некоторые (и весьма не ало число) биев и таубиев, было еще на довольствии Императрской казны.

Бёрюкъан: Джинн пишет: Несмотря на твою иронию, практически так и было (и даже в плане физического выживания ): уздени не чурались работы, в то время как князьям это претило... Вот и появились бийледен чыкъгъан сабатажла))) Слышал историю про некоего Дудова, который ходил в обносках, но так и не позволил своему величеству приобщиться к занятиям черного народа... А здесь нет никакой иронии! Я совершенно серьезно это сказал! Мне известно, что крестьянская реформа довела многих князей практически до нищеты. И им приходилось наниматься в армию и на гражданские должности, чтобы прокормить себя, ведь работать физически им особо не приходилось, как известно. А узденьское сословие и бывшее зависимое сословие начало быстро богатеть оттого что работы они не чурались, и появились новые возможности для бизнеса. Те же Байчоровы разбогатели благодаря этому, хотя до этого в Учкулане они были средним, совершенно не зажиточным родом. То же самое и в отношении дуутцев Абайхановых, которые также ничего особого из себя не представляли, а были рядовым и далеко не сильным узденьским родом. Но когда появились новые возможности для бизнеса, они этим воспользовались и превратились в самых богатых жителей Дуута.

Науруз: Батдыевы узден. Существует 4 къаумов: Адурхай, Будиан, Науруз,Тырам. От имен 4 товарищей соответственно. Жили в одно время с Къарча. У Къарчи не было детей. Эти 4 къаума основной костяк карачаевского народа. Батдыевы происходят от Науруза. А не от Каппуша как говорят тут некоторые. Каппуш и Батты братья были младшие в семье. Они очень поздно отделились от отчего дома (или совсем не отделились сейчас сам точно не скажу, нужно спросить у старших) и посему не имеют своего тамгъа а используют Наурузовский тамгъа. А друг от друга братья совсем поздно разошлись поэтому запрещались свадьбы между этими фамилиями и поэтому многие путают и говорят что это одна фамилия. Батдаевы это совсем другая фамилия. Про них ничего не могу сказать.

заур: Гость пишет: заур батдыев кто там был не надо спорит пишити факты и откуда вы их взяль а так мы батдыевы одни такие! [img]http://karachays.com/images/smiles/df.gif[/img]

гуяк: О какой чистоте крови идет речь? Об арийцах?



полная версия страницы