Форум » » Военно-Сухумская дорога. Абхазия и КЧР могут стать ближе. » Ответить

Военно-Сухумская дорога. Абхазия и КЧР могут стать ближе.

Салам: Уважаемые форумчане. С освобождением Кодорского ущелья Абхазии от грузинских оккупационных войск вновь становится актуальной идея строительства полноценной магистральной дороги через Клухорский перевал, которая соединит Северный Кавказ и Абхазию. Маршрут дороги через расположенный на границе Апсны (Абхазии) и КЧР Клухорский перевал является самым удобным и кратчайшим путем к черноморскому побережью, к морским портам Республики Абхазия. Когда-то здесь проходили важнейшие и оживленнейшие торговые пути, связывавшие страны Востока и Запада. В конце XIX в. здесь была проложена Военно-Сухумская дорога. Возникли даже планы строительства железной дороги от ст. Невиномысская до Тифлиса с тоннелем в районе Клухорского перевала. Владикавказская дорога получила концессию на прокладку к 1918 г. ветки до Теберды. Фактически она дошла до сегодняшнего города Черкесска. Не так давно, в связи с тем, что Кодорское ущель временно не контролировалось абхазскими властями, абхазской стороной был предложен проект строительства дороги из Сухума в Карачаево-Черкесскую Республику через с. Псху. Но сегодня, когда юрисдикция Абхазии над Кодорским ущельем полностью восстановлена, можно вернуться к идее восстановления бывшей Военно-Сухумской дороги. Эта дорога удобней и намного короче. К тому же, ее строительство является наименее затратным по сравнению со всеми другими вариантами. В Карачаево-Черкесии отличная дорога доходит практически до Северного Приюта, т.е почти до хребта, в Абхазии в советское время она доходила до Южного приюта. Абхазский участок нуждается в восстановлении. А "с нуля" нужно проложить лишь небольшой участок дороги через сам Клухорский перевал. Во время своего недавнего визита в Кабардино-Балкарию президент Абхазии Сергей Багапш заявил о намерении построить автомагистраль через Кавказский хребет.

Ответов - 88, стр: 1 2 3 All

Бёрюкъан: Салам пишет: Владикавказская дорога получила концессию на прокладку к 1918 г. ветки до Теберды. Фактически она дошла до сегодняшнего города Черкесска. Нет, ветка дошла до Усть-Джегуты! Моего родного города, расположенного чуть южней Черкесска. Салам пишет: В Карачаево-Черкесии отличная дорога доходит практически до Северного Приюта, т.е почти до хребта, в Абхазии в советское время она доходила до Южного приюта. Абхазский участок нуждается в восстановлении. А "с нуля" нужно проложить лишь небольшой участок дороги через сам Клухорский перевал. Небольшая проблема в том, что даже сама дорога на Северный приют проходит по участку, где зимой постоянные снежные лавины. А так, в принципе, я был бы рад, если бы такая дорога была построена. Тем более, что она в свое время намечалась. Правда, если мы из тупиковой зоны сразу выйдем на роль транзитного коридора, боюсь, что наша земля, которая и так слишком сильно многим нравится, может понравиться еще больше. От этого минусов не меньше, чем плюсов. А так, идея, все же, хорошая. Правда, как я понял, сванов в Кодорское ущелье возвращать никто не собирается? А это уже нечестно!

Огъары Учкулан : Идея имеет безусловные экономический плюс. Но,я совершенно уверен, что последнее слово, за "зелеными", как скажет Greenpeace, так и должно быть!

Салам: Бёрюкъан пишет: Нет, ветка дошла до Усть-Джегуты! Моего родного города, расположенного чуть южней Черкесска. Да, действительно до г. Усть-Джегуты. Просто эту часть информации я без изменений скопировал с источника, посвященного Военно-Сухумской дороге. Бёрюкъан пишет: Правда, как я понял, сванов в Кодорское ущелье возвращать никто не собирается? А это уже нечестно! Нет, сванов как раз-таки уже возвращают: Грузины возвращаются в Кодорское ущелье: Обзор СМИ Абхазии http://www.regnum.ru/news/1077195.html?forprint Так что абхазская сторона ведет себя более чем честно, возвращая в Кодорское ущелье сванов, которые, хоть и заселились туда из Сванетии после изгнания абхазов, но не являются коренным населением ущелья. И будет уже совсем честно и справедливо, если в Кодорское ущелье, в историческую область Абхазии Дал-Цабал будут возвращены его коренные жители-абхазы, депортированные со своей родины более 100 лет назад и вынужденные до сих пор жить на чужбине - в Турции. Бёрюкъан пишет: А так, в принципе, я был бы рад, если бы такая дорога была построена. Тем более, что она в свое время намечалась. Правда, если мы из тупиковой зоны сразу выйдем на роль транзитного коридора, боюсь, что наша земля, которая и так слишком сильно многим нравится, может понравиться еще больше. От этого минусов не меньше, чем плюсов. А так, идея, все же, хорошая. Огъары Учкулан пишет: Идея имеет безусловные экономический плюс Но,я совершенно уверен, что последнее слово, за "зелеными", как скажет Greenpeace, так и должно быть! Да, идея на самом деле очень интересная. КЧР сразу станет транзитной республикой, это огромный плюс для экономики. Что же касается экологической безопасности, то это вопрос нужно самым тщательным образом проработать. Все-таки, главное богатство как Карачаево-Черкесии, так и Абхазии - это их уникальные природные комплексы, не имеющие аналогов в мире. Такие курорты Карачаево-Черкесии, как Теберда и Домбай, имеют всемирную известность. А Кодорское ущелье Абхазии - это тот же самый Домбай и та же самая Теберда, только с другой стороны Главного Кавказского хребта. Те же самые горы, только не с севера, а с юга. Кстати, по решению властей Абхазии, в Кодорском ущелье будет создан национальный парк. Границы Нацпарка "Кодорское ущелье" должны будут соприкасаться по всей своей длине с известным Тебердинским государственным заповедником на территории КЧР. "Взаимодействие двух этих крупных заповедников позволит не только обеспечивать сотрудничество в рамках окружающей среды, а также в части, касающейся туристическо-рекреационного функционирования, поскольку в советское время они активно были вовлечены в этот процесс", - отметил Роман Дбар. При этом он напомнил, что через Клухорский перевал проходил один из известнейших кавказских маршрутов, очень удобный для туристов. Экологи Абхазии и России начали работу по созданию национального парка в Кодорском ущелье http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1228909.html Как сообщил журналистам председатель комиссии начальник Государственной экологической службы Роман Дбар, создание нацпарка "Кодорское ущелье" позволит сформировать трансграничное сотрудничество с такими крупными российскими заповедниками как Тебердинский и Кавказский биосферный заповедники. "Кроме того, организация нацпарка позволит создать единую сеть особо охраняемых территорий, начиная от Западного Кавказа по обе стороны Главного Кавказского хребта, как на абхазской стороне, так и на территории Российской Федерации". http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1228412.html Так что можно надеяться, что вопрос строительства дороги через Клухорский перевал будет очень хорошо проработан и комплексно увязан с вопросами охраны окружающей среды и развития туризма.


Элбуздукъ: Салам пишет: вынужденные до сих пор жить на чужбине - в Турции. Вынужденные? Так ли уж "вынужденные"? Последние лет 15 они уж точно имели все возможности переселиться в Абхазию, однако, насколько мне известно, количество репатриантов исчисляется максимум сотнями человек. Я не против репатриации абхазов, конечно, но сильно сомневаюсь, что весь этот потуреченный люд захочет возвращаться на историческую родину, а, если и вернётся, то приживётся там.

Abrek: Элбуздукъ пишет: , если и вернётся, то приживётся там. такая проблема существует с адыгами. турецкими адыгами которые трудно уживаются с местными. Говорю это по словам одного адыгейца с которым говорил в маршрутке в течении часа, когда ехали с учкекена в черкесск. Это было где-то лет 4-5 назад

Элбуздукъ: Abrek пишет: такая проблема существует с адыгами. турецкими адыгами которые трудно уживаются с местными. Я об этом и говорю. Та же проблема возникнет и с абхазами, и с карачаевцами при сколь-нибудь массовой репатриации. Эти люди живут в Турции ни одно поколении, они, выражаясь балканской терминологией, потуреченные. Я не хочу сказать, что они хуже нас - "обрусевших" (может даже наоборот), однако, у них определённо практически не совместимый с нашим менталитет. Это, конечно, не значит, что репатриации не должно быть. Но надо быть с этим очень осторожными, ибо люди легко уедут обратно, если не смогут прижиться, прецеденты ведь уже есть.

sult: Если и вернутся, то 10% максимум. Как адыг вам говорю. Дело в том, что люди там уже 5-6 поколений живут, имеют недвижимость, работу, друзей... К тому же абхазов вроде бы больше в Сирии, а не в Турции (у адыгов наоборот). По своему опыту общения с потомками мухаджиров могу сказать, что с проживающими в арабских странах у нас различий в менталитете гораздо больше, чем с турецкими. Не зря же говорят : Турция - не заграница. А двойное гражданство иметь им Россия вряд ли позволит - это ведь лишние конкуренты по инвестициям в курорт. А Багапш сегодня против России возражать не будет (я не осуждаю его за это, просто констатирую факт).

З&c: Бёрюкъан пишет: Правда, если мы из тупиковой зоны сразу выйдем на роль транзитного коридора, боюсь, что наша земля, которая и так слишком сильно многим нравится, может понравиться еще больше. От этого минусов не меньше, чем плюсов. полностью согласен. Выгоду получат лишь узкий круг лиц приближенных к ЕГО ИПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧИЮ, а остальные...... плиз в обслугу( а оно нам надо)

Alan kmv: Дорога , может и нужна... Но хотелось бы что бы выгода была не только приближённым...А это на мой взгляд возможно только при сильных общественных движениях у нас в КЧР.

Ачарели: Кодорское ущелье: жизнь после войны В целом данный короткий отчет можно считать наиболее близким к объективности. Особенно впечатлителен снимок того, что сделали со зданием банковского филиала асолдаты-освободители новоиспеченной ареспублики. Вот так всегда. Кто-то строит и созидает, а потом кто-то приходит чтобы рушить и обс***ть. Как-бы ни старался Регнум, и ему подобные пропагандистские ресурсы, обмануть людей не получится. В Кодорском ущелье, после короткого социально-экономичесокго подъема периода 2006-2008 гг, теперь наступает время общего упадка и вымирания. Вот новости что сухумские экологи собираются создавать там "Национальный парк" я верю. Сперва приложат все усилия чтобы регион окончательно обезлюдил. Затем объявят в ущелье "запретную для поселений зону", под предлогом "защиты флоры и фауны Дал-Цабал". Так решится "сванская проблема".

Салам: Ачарели пишет: Кодорское ущелье: жизнь после войны В целом данный короткий отчет можно считать наиболее близким к объективности. Особенно впечатлителен снимок того, что сделали со зданием банковского филиала асолдаты-освободители новоиспеченной ареспублики. Вот так всегда. Кто-то строит и созидает, а потом кто-то приходит чтобы рушить и обс***ть. Как-бы ни старался Регнум, и ему подобные пропагандистские ресурсы, обмануть людей не получится. В Кодорском ущелье, после короткого социально-экономичесокго подъема периода 2006-2008 гг, теперь наступает время общего упадка и вымирания. Вот новости что сухумские экологи собираются создавать там "Национальный парк" я верю. Сперва приложат все усилия чтобы регион окончательно обезлюдил. Затем объявят в ущелье "запретную для поселений зону", под предлогом "защиты флоры и фауны Дал-Цабал". Так решится "сванская проблема". Ачарели, лучше расскажи, как Грузия решала абхазскую проблему на протяжении многих десятилетий посредством уничтожения абхазов и абхазской культуры. Поведай нам, как вы заселяли в Абхазию десятки тысяч грузин. Расскажи, как вы убивали абхазов, запрещали изучение абхазского языка, как вы полностью сожгли Госархив Абхазии и огромное количество документов разных веков по абхазской истории, которые хранились в хранилищах Абхазского НИИ. Вы планомерно уничтожали абхазский народ и все, что с ним связано. И ты не путай, пожалуйста, абхазский вопрос и сванский вопрос в Абхазии. Абхазы - единственное коренное население Абхазии. А сваны - коренное население Сванетии, которая к Абхазии отношения не имеет. К тому же абхазы уже возвращают сванов на свою территорию, в Дал-Цабал, хотя могли бы этого и не делать. Но тем не менее, они их возвращают, демонстрируя тем самым гуманизм и кавказское благородство

къарачайлы: да вопрос конечно интересный, но не уверен что в ближайщее 20-30 лет Абхазия будет популярным местом для поездки, а нынешнее количество туристов без проблем и через Сочи ездят. Где гаранатия что завтра Грузия не захочет вернуть юрисдикцию над этой территорией? Россия не вечна, сегодня мы как говорится в пике своей имперской мощи, а откуда мы знаем, что с нами бдудем завтра,м ожет завтра Россия решит отдать Абхазию обратно Грузии, уж поверьте, если Россиия захочет, абхазов никто спрашивать не будет, так что пусть все остается как есть, не до этого нам, а вот жд дорогу до Карачаевска хотя бы построить надо , а КМВ соединить с Карачаевском фантаст я все таки

Alan kmv: къарачайлы пишет: КМВ соединить с Карачаевском Джолсузда джетелельле джигитле....

Салам: Военно-Сухумская дорога может быть восстановлена --- Черкесск. 19 января. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Власти Карачаево-Черкесии прорабатывают проект восстановления движения по Военно-Сухумской дороге. "Сегодня мы получили политическую поддержку руководства по части идеи восстановления Военно-Сухумской дороги для обеспечения сквозного проезда из Черкесска в Сухум", - сообщил журналистам в понедельник первый вице-премьер правительства КЧР Исмаил Алиев. По его словам, протяженность дороги составляет 274 км от Черкесска до Сухума, из которых 170 км - асфальтовая дорога и еще 53 км со стороны Абхазии - это обычная грунтовая, но хорошо ухоженная дорога. Источник: ИНТЕРФАКС-ЮГ

HIGHLANDER: Вместо этого, лучше бы природный газ провели до Домбая, а то практически все Тебердинское ущелье сидит без газа.

Элбуздукъ: HIGHLANDER пишет: Тебердинское ущелье сидит без газа. Это не самое худшее. Если восстановят дорогу, то Тебердинское ущелье проходным двором станет со всеми вытекающими последствиями. Проект строительства дороги Черкесск-Адлер в свое время не дали реализовать в том числе именно из-за угрозы экологии, т.к. она должна была проходить через Кавказский заповедник, а что станет с Тебердинским заповедником, если в летний сезон в Абхазию на море "дикарем" ринутся десятки тысяч отпускников со всей страны, один Бог знает. Я однозначно против. Лучше жить в транспортном тупике, чем на проезжей части.

къарачайлы: Alan kmv да анданда дженгил джетерикдиледа

sult: Элбуздукъ пишет: а что станет с Тебердинским заповедником Кстати, интересно... Кто-нибудь сможет наложить на карту заповедника эту дорогу?

Салам: sult пишет: Кстати, интересно... Кто-нибудь сможет наложить на карту заповедника эту дорогу? Сейчас попробую

sult:

Огъары Учкулан : Если говорить по честному, мне кажется дорогу построят, т.к. это сулит огромные дивиденды, и даже простому населению, Карачая и Абхазии, от этого, перепадет... Здесь от мнения населения и экологов, мало что зависит. А в руководстве КЧР, ИМХО, если Эбзеев там кардинально ничего не изменил, вообще двумя руками "за" будут. Это, как говорится, рассуждения, по факту.

Салам: Султ, как вставить или прикрепить рисунок?

sult: Салам пишет: Султ, как вставить или прикрепить рисунок? Если с компа, то "мужичок с портрета".

Салам: Это понятно. Дело в том, что www.radikal.ru у меня сейчас не работает, не открывается. Так что и то изображение, которое ты разместил, тоже не отображается.

sult: Салам , тогда у Абрека интересуйся, он здесь админ.

HIGHLANDER: Элбуздукъ пишет: Это не самое худшее. Если восстановят дорогу, то Тебердинское ущелье проходным двором станет со всеми вытекающими последствиями. Проект строительства дороги Черкесск-Адлер в свое время не дали реализовать в том числе именно из-за угрозы экологии, т.к. она должна была проходить через Кавказский заповедник, а что станет с Тебердинским заповедником, если в летний сезон в Абхазию на море "дикарем" ринутся десятки тысяч отпускников со всей страны, один Бог знает. Я однозначно против. Лучше жить в транспортном тупике, чем на проезжей части. И я ПРОТИВ, из тех же самых соображений!!!

Элбуздукъ: Салам пишет: Кто-нибудь сможет наложить на карту заповедника эту дорогу? Выглядеть это будет буквально так:

HIGHLANDER: Элбуздукъ, где можно найти эту карту? Давно ее ищу.

Элбуздукъ: HIGHLANDER пишет: Элбуздукъ, где можно найти эту карту? Это ландшафтный вариант карты Google: http://maps.google.ru/

sult: Элбуздукъ пишет: Выглядеть это будет буквально так А там, где Дамхурц, есть заповедники? По карте в тех краях даже перевал пониже.

Элбуздукъ: sult пишет: А там, где Дамхурц, есть заповедники? Рядом расположен Карачаево-Черкесский участок Кавказского заповедника. Как раз через ущелье Большой Лабы предлагали проложить дорогу Черкесск-Адлер, но Росприроднадзор не дал на то разрешения. sult пишет: По карте в тех краях даже перевал пониже. Перевал-то пониже, но дорог никаких нет совершенно, ни с абхазской, ни с российской стороны. Там придется прокладывать сотни километров новых дорог, а по военно-сухумской хоть сейчас можно ездить (с российской стороны уж точно - там прекрасная асфальтированная дорога до перевала).

sult: Элбуздукъ пишет: по военно-сухумской хоть сейчас можно ездить Горький опыт наблюдения за верховьями Баксанского ущелья подсказывает, что если будет федеральная трасса, то об охране природы можно забыть.

Салам: Элбуздукъ пишет: цитата: Кто-нибудь сможет наложить на карту заповедника эту дорогу? Выглядеть это будет буквально так: Это Султ просил наложить на карту заповедника дорогу. В принципе, карту я подготовил, но т.к. www.radikal.ru у меня сейчас не работает, залить не получилось. Кстати, и размещенная вами карта тоже не открылась Видимо, по той же самой причине. Но все равно спасибо.

Салам: Вот еще информация по теме: Абхазию и Россию свяжет транскавказская дорога Черкесск Северный Кавказ В Карачаево-Черкесии началась разработка проекта восстановления сквозного автомобильного движения по транскавказскому пути в Абхазию, носящему название «Военно-сухумская дорога», сообщает «Интерфакс». «Мы получили политическую поддержку руководства по части идеи восстановления Военно-Сухумской дороги для обеспечения сквозного проезда из Черкесска в Сухуми», - сообщил вице-премьер правительства КЧР Исмаил Алиев. По его словам, восстановление дороги позволит превратить весь Западный Кавказ в «единый огромный горно-морской курорт». Протяженность дороги составляет 274 км от Черкесска до Сухуми, из которых 170 км - это асфальтовая дорога и еще 53 км со стороны Абхазии - это обычная грунтовая, но хорошо ухоженная дорога. В правительстве КЧР планируют, что реализация этого проекта позволит увеличить доходы республиканского бюджета на 20% и создать дополнительные рабочие места. © Северный Кавказ http://www.sknews.ru/issue/16629-abkhaziju-i-rossiju-svjazhet-transkavkazskaja.html

HIGHLANDER: Лучше бы дорогу построили из Кубанского в Баксанское ущелье.

Элбуздукъ: HIGHLANDER Так она есть. Из Худеса через перевал Бурун-Таш (или по Бийчесынскому плато на дорогу Кисловодск-Джылы-суу) до Джылы-суу, а оттуда до Тырныаууза. Надо только покрытие сделать и туннель проложить (пару-тройку километров) из долины Чомарт-Кол в Кызыл-Кол, что бы по дороге круглый год можно было ездить. Мне отец рассказывал, что ему в начале 90-х пару раз приходилось этим путем добираться до Тырныаууза.

HIGHLANDER: Элбуздукъ. Про эту дорогу я не слышал. Вроде раньше от кого-то слышал, что хотят к югу от Эльбруса тоннель проложить...

HIGHLANDER: Река Худес впадает в Кубань в 31 км от Карачаевска около пос. Эльбрусский. Она образуется слиянием многочисленных ручьев, зарождающихся на северо-западных отрогах Эльбруса. По ущелью пробита дорога на пастбища плато Бечасын. На притоке Худеса речке Чучхур работает лесопилка. За нею продолжается дорога, переходящая в тропу, к пер. Бурун-Таш на Кызыл-Кол, в верховье Малки. Переход через Бурун-Таш, привлекательный близостью к Эльбрусу, посилен и тем, кто совершает первое путешествие в горах. С Малки несложно выйти в ущелье Баксана или через плато северного пьедестала Эльбруса к Кисловодску (М84). На Бурун-Таш можно попасть также из Хурзука. click here

Элбуздукъ: HIGHLANDER пишет: Про эту дорогу я не слышал. Вроде раньше от кого-то слышал, что хотят к югу от Эльбруса тоннель проложить... Тоннель под перевалом Азау - это очень интересная идея. Вполне осуществимая, при наличии желания федерального руководства и регионов. Длина тоннеля должна составить около 10-12 км., для сравнения - длина Евротоннеля (под Ла-Маншем) 51 км., а тоннеля под Мон-Бланом (4807 м.), соединяющего Францию с Италией, около 25 км. В то же время тоннель вполне может себя оправдать и с точки зрения экономической. А какой туристический маршрут будет.

sult: Элбуздукъ пишет: Тоннель под перевалом Азау - это очень интересная идея. А смысл? Не проще сделать дорогу от Кичмалки до Учкекена?

Элбуздукъ: sult пишет: А смысл? Не проще сделать дорогу от Кичмалки до Учкекена? Так там дорога уже есть и не одна, они просто без покрытия.

sult: Элбуздукъ пишет: Так там дорога уже есть и не одна, они просто без покрытия. Сделать покрытие и всё. А выше Скалистого хребта все земли пусть будут в составе НП "Приэльбрусье". (я давно к этому мнению пришёл)

Элбуздукъ: sult пишет: А выше Скалистого хребта все земли пусть будут в составе НП "Приэльбрусье" Так они и так в НП, но дорога до Джылы-суу строилась и строиться на территории парка самым варварским образом, проводя взрывные работы и пр. Прежний руководитель парка судился и выигрывал у администрации президента Кабардино-Балкарии, а от нынешнего ждать подобной смелости не приходится. Очевидно, что его взамен не подконтрольного Байдаева, который не боялся судиться с ним, протолкнул сам КАБ.

sult: Элбуздукъ пишет: Так они и так в НП Вроде бы изъяли, Байдаев возмущался ещё будучи директором. Элбуздукъ пишет: Очевидно, что его взамен не подконтрольного Байдаева, который не боялся судиться с ним, протолкнул сам КАБ. Неа. Козак. Козак потребовал его снятия, Козак предложил Шипова.

Элбуздукъ: sult пишет: Козак потребовал его снятия Козаку то какое до него дело?

sult: Кампания в защиту директора национального парка "Приэльбрусье" Директор национального парка «Приэльбрусье» Д.М. Байдаев – в опасности! 29 марта этого года решением районного суда КБР отстранен от исполнения служебных обязанностей директор федерального государственного учреждения, национального парка «Приэльбрусье», Далхат Магомедович Байдаев. Формальным поводом для этого послужило уголовное дело, возбужденное по фактам нарушений, выявленных в прошлом году проверкой КРУ в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности национального парка за период 2004-2005 гг. Далхат Магомедович занимает данную должность с 2004 года и, в отличие от прежнего руководства национального парка, старался, насколько это возможно в кавказской национальной республике, проводить федеральную политику в части государственного управления особо охраняемой природной территорией и защищать федеральную собственность от посягательств региональных властей. Дополнительным фактором конфликта, на мой взгляд, является то, что территория национального парка располагается на родовых землях балкарского народа и сам директор – балкарец, а руководство Кабардино-Балкарской Республики по своему основному составу относится к кабардинцам. Кто знает о накале отношений между кабардинцами и балкарцами, особенно в земельных вопросах, тот поймет, что я имею в виду. Примечательно, что отстранение Д. Байдаева от исполнения должностных обязанностей произошло на следующий день после празднования Дня возрождения балкарского народа – национального праздника и выходного дня в КБР. Возбуждение уголовных дел против неугодных руководителей с последующим их увольнением или, хотя бы, отстранением от исполнения служебных обязанностей, наряду с действительными фактами справедливого наказания виновных лиц, является одним из наиболее часто применяемых способов применения административного ресурса к неугодным руководителям. Особенно тех, которых нельзя снять напрямую. Таким образом региональная и даже местная власть получают возможность управлять «душой и телом» федеральных чиновников не только с помощью подкупа, но и угрозой применения репрессивных мер. При практически полном устранении федерального центра от участия в судьбе своих служащих такая практика приносит обильные плоды в виде нужных согласований, уступок и компромиссов, а то и полного предательства федеральных интересов в угоду местным. Справедливости ради, следует отметить, что не гнушаются такой практики и федеральные власти в отношении региональных. Так, одним из мероприятий начатой в 2004 году административной реформы по выстраиванию властной вертикали стало добровольное сложение полномочий действующими губернаторами весной 2005 года. По сведениям из неофициальных источников, предполагалось согласившихся с планом и лояльных к Центру губернаторов переназначать, а в отношении несогласных предпринимать ряд «воспитательных» мер, вплоть до возбуждения уголовных дел и отстранения от исполнения своих обязанностей по решению суда. Сейчас мы видим эти процессы практически во всех уголках России. Правовую оценку действиям директора нацпарка даст, в конечном итоге, суд. Остается только надеяться на объективность «третьей власти» хотя бы за пределами Кабардино-Балкарской Республики. Полагаю, что и Министерство природных ресурсов РФ должно объективно (а может быть, и субъективно?!) разобраться в ситуации и защитить своего подчиненного, рассматривая это дело не только с позиции наличия или отсутствия должностных нарушений (кто из работающих не ошибается?), но и с политической точки зрения. Ведь от замены директора отношение местных властей к федеральной собственности не изменится. Они ее будут хотеть так же сильно, как и раньше. Если поставят своего ставленника (чего, собственно говоря, и добиваются), то нацпарк будет полностью в их кармане, если новый директор продолжит линию Д. Байдаева, то его ждет такая же незавидная судьба. Тесно общаясь в последнее время с администрацией национального парка «Приэльбрусье» по судебным делам, связанным с нарушением режима особой охраны этой территории, знаю ситуацию с гонениями на Д. Байдаева не понаслышке и уверен, что решение суда по его отстранению от исполнения своих обязанностей – это лишь очередное звено в длинной цепочке, предназначенной для удержания федерального природоохранного учреждения в сфере влияния властей Кабардино-Балкарской Республики. Ниже я привожу всего лишь несколько дел, инициированных администрацией нацпарка «Приэльбрусье» с момента прихода на директорскую должность Далхата Байдаева. Каждое из них затрагивает те или иные имущественные интересы республиканских властей в целом и конкретных чиновников в частности, что, на мой взгляд, вполне могло служить самостоятельным поводом для «наезда» на директора нацпарка. 1. Иск по факту незаконного строительства в 2001-2002 годах второй очереди газопровода «Тырныауз-Азау» на территории нацпарка «Приэльбрусье». Не была проведена государственная экологическая экспертиза проекта строительства, участок будущего газопровода не был переведен решением Правительства РФ из состава лесов 1-й группы в нелесные земли, а после окончания строительства не была произведена рекультивация земель. Сумма иска – 14.999.040,00 рублей. Иск был подан в Арбитражный суд КБР в начале 2004 года, прошел все инстанции, включая кассационную, при повторном рассмотрении в 1-й инстанции (декабрь 2006 г.) иск был удовлетворен. В марте 2007 года решение суда вступило в законную силу. Ответчиком по делу (после вывода двух (ОАО «Каббалкгаз» и ОАО «Спецгазремстрой») из трех первоначальных) осталось ЗАО ФПК «Кавказинтернациональ». 2. Иск по факту незаконного строительства летом 2006 года автомобильной дороги «Долина Нарзанов-Джылы-Су (через урочище Харбаз)» на участке заповедной зоны национального парка «Приэльбрусье». Дорожными строителями было допущено незаконное отклонение от согласованной трассы дороги и участок дороги длиной 1,5 км был проложен через 37-й выдел 12-го квартала Верхне-Малкинского лесничества в заповедном урочище Тузлук. Причем применялись взрывные работы и тяжелые бульдозеры, т.к. дорогу прокладывали по крутому скалистому склону ущелья, густо поросшему березняком. Дорожные работы велись без проекта, не была проведена государственная экологическая экспертиза, отсутствовали даже согласования с Росприроднадзором. Ущерб составил сумму в 84.582.623 рубля 15 копеек. Ответчиками по иску являются ОАО ДСУ №1 (исполнитель), ООО «Автомостстрой» (генподрядчик) и Министерство дорожного хозяйства, транспорта и связи КБР (заказчик дороги). Исковое заявление было подано в Арбитражный суд КБР 19 сентября 2006 года, до сих пор не началось рассмотрение по существу. 3. Иск по факту незаконного изъятия в 2002 году Правительством КБР в пользу Управления делами Президента и Правительства КБР участка площадью в 200 га (район минеральных источников «Джылы-Су» на северном склоне Эльбруса) из состава земель нацпарка, не выведенных из хозяйственного использования. При этом на данном участке постановлением Правительства КБР устанавливается режим ООПТ регионального значения. При этом надо отметить, что Правительством КБР в 2002-2003 годах активно прорабатывался вопрос о преобразовании национального парка «Приэльбрусье» в природный парк с передачей его в республиканскую собственность. А в этом году, без участия нацпарка, была принята республиканская программа развития горнолыжного курорта на северных склонах Эльбруса, т.е. в самом «сердце» национального парка. Иск первоначально был подан в августе 2006 года в Республике Адыгея, но судебные инстанции Адыгеи упорно отказываются его рассматривать. Поэтому в первых числах апреля этого года иск к Правительству КБР и Управлению делами Президента и Правительства КБР будет подан в Арбитражный суд КБР. 4. В настоящее время продолжается арбитражный процесс по иску Прокуратуры КБР к Национальному парку «Приэльбрусье» с требованиями отказать нацпарку в праве заключать договора аренды на земельные участки нацпарка на примере одного из договоров аренды, заключенного 03 июня 2005 года. Исковое заявление было подано Прокуратурой КБР 28 ноября 2006 г. Решение Арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении требований прокуратуры было принято уже 8 февраля 2007 года. Национальный парк «Приэльбрусье» подал 1 марта этого же года апелляционную жалобу на данное решение. Рассмотрение жалобы назначено на 5 апреля 2007 года. 5. Еще одна специфическая проблема связана с претензиями пограничников на отдельные участки территории национального парка под размещение застав. Дело государственное и нужное. Вот только действуют пограничники при этом не правовыми, а, скорее, рейдерскими методами. Вместо того, чтобы решить все вопросы на уровне федеральных ведомств и Правительства РФ, изъяв необходимые участки для целей обороны или государственных нужд, пограничники и власти КБР начали давить на директора нацпарка «Приэльбрусье», чтобы тот сам выделил им участок вверенной ему территории. Далхат Байдаев законно воспротивился таким требованиям, предложив пограничникам решить вопрос «наверху». Поэтому, когда на открытие новой пограничной заставы в Баксанском ущелье прибыл Полномочный представитель Президента РФ в ЮФО Д. Козак, ему нашептали, что директор нацпарка «Приэльбрусье» препятствует строительству новых застав на своей территории. Видимо, не разобравшись в ситуации, сановный юрист напрямую позвонил руководителю Росприроднадзора С. Саю и потребовал немедленно уволить Д. Байдаева. В конечном итоге, директор на должности остался, только вот пришлось ему за это отрабатывать. В январе этого года ему поставили условие: или он сам готовит площадку под злосчастную заставу на своей территории, где пограничникам понравилось, либо вопрос с его увольнением будет решен окончательно. Пришлось Далхату Магомедовичу, скрепя сердце, дать команду вырубить более 300 взрослых сосен и расчистить площадку. Сейчас там вовсю идет стройка. Но Д. Байдаеву это уже не помогло и ситуацию не исправило. Валерий Бриних, эколог http://www.rasmas.info/archive.phtml?did=870&y=2007&m=4&d=5

адыгеец: sult пишет: Иск первоначально был подан в августе 2006 года в Республике Адыгея, но судебные инстанции Адыгеи упорно отказываются его рассматривать. а почему в Адыгее???? Или все-таки люди уже согласились с наличием единой адыгской республики, а столицей определили Майкоп?

HIGHLANDER: А причем тут Кичмалка с Учкекеном? Мы ведь совсем про другое место говорим.

sult: HIGHLANDER , именно ты и привёл тему к Кичмалке с Учкекеном. HIGHLANDER 01.02.09 07:04 пишет: Лучше бы дорогу построили из Кубанского в Баксанское ущелье.

HIGHLANDER: Я имел ввиду дорогу от Хурзука в Терскол.

sult: HIGHLANDER пишет: Я имел ввиду дорогу от Хурзука в Терскол. А я ответил, что в такой дороге особого смысла не вижу и предложил другой вариант. Пойдём на второй круг обсуждать?

HIGHLANDER: Ты не видишь, я - вижу. Трасса Карачаевск-Хурзук-Терскол связала бы соседние Хурзук и Терскол, не объезжая тридевять земель. К тому же, такая трасса позволила бы расширить курортную зону Приэльбрусья и в сторону КЧР. Также отдыхающим из Терскола можно было бы быстро (относительно) добраться в Домбай и наоборот.

HIGHLANDER:

sult: HIGHLANDER, сколько человек в день будут ездить по этой дороге?

Огъары Учкулан : HIGHLANDER джазады: HIGHLANDER, сколько человек в день будут ездить по этой дороге? а если соединить с Домбаем, т.е. пойти вниз, (хотя может и пойдет с небольшим "крюком") то вопрос, такого плана не будет стоять))

sult: Огъары Учкулан пишет: а если соединить с Домбаем Тогда удобнее до Тырныауза делать дорогу, а не до Терскола. В Терскол зимой часто снегом заносить будет. Да и часть туристов из Осетии и КБР будут в Домбай заглядывать, хотя бы для сравнения (сейчас далековато в объезд).

HIGHLANDER: sult пишет: HIGHLANDER, сколько человек в день будут ездить по этой дороге? Прогнозировать этого не возьмусь, но ездить будут. sult пишет: Тогда удобнее до Тырныауза делать дорогу, а не до Терскола. В Терскол зимой часто снегом заносить будет. Ты имеешь ввиду откуда дорогу до Тырныауза?

sult: HIGHLANDER пишет: Ты имеешь ввиду откуда дорогу до Тырныауза? От Джилы-су. Грунтовая уже есть давно.

Элбуздукъ: sult пишет: Ты имеешь ввиду откуда дорогу до Тырныауза? С перевала Гум-Башы (Мара-Башы) идет практически прямая дорога, соединяющаяся с дорогой Кисловодск-Джылы-суу, а от Джылы-суу существует дорога (пока грунтовая) до Тырныаууза.

HIGHLANDER: sult пишет: От Джилы-су. Грунтовая уже есть давно. Так и там ведь снега будет не меньше. Элбуздукъ пишет: С перевала Гум-Башы (Мара-Башы) идет практически прямая дорога, соединяющаяся с дорогой Кисловодск-Джылы-суу Заасфальтированная?

Элбуздукъ: HIGHLANDER пишет: Заасфальтированная? Нет пока.

Салам: Степашин поддерживает идею строительства дороги из Карачаево-Черкесии в Абхазию "Это совершенно необходимо", - заявил С.Степашин в ходе поездки в Карачаево-Черкесию, говоря о предложении о строительстве новой дороги через Кодорское ущелье Абхазии, соединяющей ее с КЧР. "Эта дорога нужна не только для отдыха, но и для экономики. Письмо направлено руководству страны, оно обязательно будет рассмотрено. С моей личной точки зрения, как человека отвечающего за бюджетные средства, думаю, что эти вложения были бы эффективны и с точки зрения экономики, с точки зрения туризма, и с точки зрения безопасности", - отметил С.Степашин. "С учетом того, что Абхазия сегодня суверенное государство, подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Мы очень заинтересованы в развитии экономики этого удивительного края", - отметил глава Счетной палаты. В свою очередь президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев отметил, что одним из важных аспектов строительства соединяющей транспортной артерии является и то, что "абхазы - это родственный нам народ". "Мы всегда были вместе и теперь, после признания суверенитета государства думаю, мы стали неизмеримо ближе и эта близость должна исчисляться, в том числе и этой дорогой. Из Черкесска до Сухуми протяженность дороги составит 274 км. Для Карачаево-Черкесии это архиважно, тем более что мы бы прервали транспортный тупик и зарабатывали деньги", - подчеркнул глава КЧР. Ранее президент Абхазии Сергей Багапш озвучил предложение построить новую дорогу, которая соединит Карачаево-Черкесию с Абхазией, втрое сократив путь к ее морским портам. По словам С.Багапша, сейчас время передвижения из Владикавказа в Абхазию составляет 16-17 часов, а в случае строительства дороги оно сократится почти в три раза - до 5-6 часов. ИНТЕРФАКС-ЮГ http://new.09biz.ru/2009/03/31/stepashin-podderzhivaet-ideju.html

Огъары Учкулан : "Цебельдинцы едиснтвенное племя с которыми карачаевцы всегда жили в ладу" г-н Петрусевич

Огъары Учкулан : кроме того в Цебельде жили отдельные карачаевские семьи.

Салам: На Домбае строят первый пятизвездочный отель Свыше полмиллиарда рублей вкладывается в строительство на Домбае первого на Западном Кавказе (если не считать сочинские отели - abkhaziya.org) пятизвездочного отеля. "Строительство апарт-отеля "Вершина", начавшееся в середине прошлого лета, несмотря на кризис, идет строго по графику, - рассказал ИТАР-ТАСС гендиректор главного инвестора проекта "Крокус-Инвест" Саид Аджиев. - Мы, как и планировали, сдадим его "под ключ" весной 2010 года". По его словам, "мировой кризис не помешал заказывать на Домбае элитные квартиры, только за последние полгода жилье у нас заказали люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и даже Израиля". Причем, по его оценке, планируемый ввод в эксплуатацию автотрассы Черкесск - Домбай - Сухум, только увеличит цены на недвижимость в горных курортах Карачаево-Черкесии. "Чуть больше часа езды на автомобиле - и вы уже на знаменитых абхазских пляжах Пицунды или Гагры. Это открывает уникальные возможности", - констатировал он. Горный курорт Домбай, по мере приближения зимней Олимпиады в Сочи, возвращается в главное "меню" мирового и отечественного туризма. Строительство первого на Западном Кавказе пятизвездочного туристического комплекса "апарт-отель" "Вершина" первый шаг на этом пути. "Вершина" будет построена в самом "сердце" домбайской поляны, на высоте 1600 м над уровнем моря, всего в пяти минутах ходьбы от канатных дорог. А особенность проекта в том, что "помимо гостиничных номеров, СПА, бассейнов и других необходимых услуг, присущих пятизвездочным отелям, часть здания будет отведена под элитные квартиры-апартаменты", - пояснил Аджиев. Домбай - излюбленное место отдыха партийно-правительственной, научной и артистической элиты времен СССР - в последние годы возвращает себе былую популярность. Сегодня здесь, как и во времена СССР, настоящий высокий сезон. Только этой зимой курорт принял свыше 200 тыс отдыхающих, что является рекордом последних 17-18 лет. Поселок, расположенный в живописном ущелье западной части Главного Кавказского хребта, в 1950-е годы начал развиваться как центр горнолыжного туризма, принимая уже в 80-е вместе с курортом Тебердой около 1 млн. отдыхающих за год. ГАЗЕТА, 25.04.2009

Салам: Быть ли дороге с Северного Кавказа в Сухум? Строительство автодороги из Карачаево-Черкесии в Абхазию, о необходимости которого 14 мая заявил глава Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, представляет собой проект, проблематичный с экономической точки зрения, однако важный в политическом и социальном отношении. Такой вывод можно сделать на основе опроса экспертов, осуществленного ИА REGNUM Новости. Напомним, что, встречаясь в Черкесске с делегацией Общественной палаты РФ во главе с председателем комиссии ОП по региональному развитию Вячеславом Глазычевым, Эбзеев высказался за восстановление старой Военно-Сухумской дороги. По словам президента Карачаево-Черкесии, ее восстановление могло бы быть полезным для республики и страны в целом не только в экономическом отношении, но и в политическом. Это не первое заявление руководства Карачаево-Черкесии по поводу Военно-Сухумской дороги. В январе вице-премьер правительства Карачаево-Черкесии Исмаил Алиев сообщил, что идея строительства дороги получила одобрение российского руководства. Он тогда выразил надежду, что восстановление дороги позволит превратить весь западный Кавказ в "единый огромный горно-морской курорт". Заявление Алиева вызвало негативную реакцию с грузинской стороны. Член грузинского "правительства Абхазии в изгнании" Котэ Кучухидзе зявил, что это "еще одна попытка оккупации территорий Грузии со стороны России". Строительство Военно-Сухумской дороги было начато в середине 19 века и завершено в 1903 году. Она соединяла города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум. Общая протяженность дороги - 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги асфальтирована. Дорога там проходит через город Карачаевск, курорт Теберду и Домбайскую поляну. Последний пункт на дороге со стороны Карачаево-Черкесии - турбаза "Северный приют". Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе "Южный приют" в Кодорском ущелье Абхазии. Первый населенный пункт со стороны Абхазии после перевала - армянское село Ажара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в трех километрах южнее Сухума. На территории Абхазии вокруг дороги находится большое количество памятников древней архитектуры. Асфальтирована дорога в Абхазии лишь частично. Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время совершенно не приспособлен для автомобильного движения. В советское время этот участок был одним из известных маршрутов горных туристов. С началом войны в Абхазии в 1992-1993 гг. он практически не используется (добровольцы из республик Северного Кавказа шли тогда в Абхазию в основном не через Клухорский, а через Марухский перевал, откуда было легче попасть в центр абхазского сопротивления - город Гудауту). По мнению директора региональных программ Независимого института социальной политики, профессора МГУ Натальи Зубаревич, проект по восстановлению дороги сейчас неосуществим: программа дорожного строительства в России и так урезана на 30%, а здесь невозможно говорить о рентабельности проекта, поскольку Абхазия - "тупиковое" в транспортном отношении государство. Экономический скептицизм в отношении строительства дороги разделяет абхазский бизнесмен, бывший депутат парламента Абхазии Беслан Бутба: "Нам такую дорогу на Северный Кавказ нельзя строить, рано пока строить. Мы слабое государство, мы не сможем эксплуатировать эту дорогу. Я думаю, что эта дорога преждевременна. Когда мы будем сильным государством, когда у нас будут правильно работать правоохранительные органы, можно будет думать об этой дороге. Сейчас Абхазии не стоит вкладывать в это деньги". Управляющий директор ИА REGNUM Модест Колеров обратил внимание на некоторые другие аспекты обсуждаемого проекта: "России на Северном Кавказе нужна нормальная пограничная инфраструктура, прежде всего - качественные дороги вдоль границы - в первую очередь, границы с Грузией. В идеале такие дороги должны образовать единую систему. Можно вспомнить, что военная дорога в сторону грузинской границы построена в Дагестане. Перспективное замыкание таких дорог из Дагестана в Чечню и далее на Западный Кавказ - было бы идеальным инфраструктурным решением. Развитие и обслуживание таких дорог - это еще и новые рабочие места для местного населения". Эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин отметил "идеологическую" значимость проекта во внутриполитических процессах северокавказских республик. "Короткий путь в Абхазию из регионов, населенных черкесами - Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии - был бы важным символом абхазо-черкесского родства, известного по данным истории и лингвистики и подтвержденного во время войны 1992-1993 гг. Дорога впервые позволила бы доехать из Нальчика в Сухум за один день (расстояние составило бы менее 500 км.), так что среди черкесов проект обречен на популярность. В этой связи примечательно, что разговор о дороге повел Эбзеев, который в первые месяцы своего президентства, осенью 2008 года, столкнулся с критической по отношению к себе позицией некоторых черкесских лидеров. И, пожалуй, еще более интересно, что ранее в качестве "рупора" проекта выступал вице-премьер Исмаил Алиев. Он принадлежит к числу чиновников, появившихся в руководстве республики уже после прихода к власти Эбзеева. По моим данным, кандидатура Алиева и предположения о его дальнейшем карьерном росте вызвали весьма неоднозначную реакцию некоторых представителей черкесской части политического спектра республики. Поэтому, возможно, со стороны республиканского руководства тема дороги - это еще и дружественный жест в сторону черкесских сил, которые в Карачаево-Черкесии сегодня подконтрольны местным политикам с достаточно большими ресурсами и амбициями". Отметим, что восстановление Военно-сухумской дороги - не первый проект автомагистрали, которая связала бы Карачаево-Черкесию с черноморским побережьем. Бывший глава региона Мустафа Батдыев активно выступал за строительство дороги Черкесск - Адлер, однако подготовка проекта была заморожена из-за протестов экологов. http://www.regnum.ru/news/fd-south/kar-cher/1164142.html

Albert: Салам пишет: Эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин отметил "идеологическую" значимость проекта во внутриполитических процессах северокавказских республик. "Короткий путь в Абхазию из регионов, населенных черкесами - Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии - был бы важным символом абхазо-черкесского родства, известного по данным истории и лингвистики и подтвержденного во время войны 1992-1993 гг. Дорога впервые позволила бы доехать из Нальчика в Сухум за один день (расстояние составило бы менее 500 км.), так что среди черкесов проект обречен на популярность. В этой связи примечательно, что разговор о дороге повел Эбзеев, который в первые месяцы своего президентства, осенью 2008 года, столкнулся с критической по отношению к себе позицией некоторых черкесских лидеров. И, пожалуй, еще более интересно, что ранее в качестве "рупора" проекта выступал вице-премьер Исмаил Алиев. Он принадлежит к числу чиновников, появившихся в руководстве республики уже после прихода к власти Эбзеева. По моим данным, кандидатура Алиева и предположения о его дальнейшем карьерном росте вызвали весьма неоднозначную реакцию некоторых представителей черкесской части политического спектра республики. Поэтому, возможно, со стороны республиканского руководства тема дороги - это еще и дружественный жест в сторону черкесских сил, которые в Карачаево-Черкесии сегодня подконтрольны местным политикам с достаточно большими ресурсами и амбициями". Вообще-то, по ходу Военно-сухумской дороги нет ни одного черкесского населенного пункта. Населенные пункты идут следующим образом в КЧР: г. Черкесск (население смешанное, большинство - русские!) - г. Усть-Джегута (население смешанное: русские и карачаевцы - примерно пополам, карачаевцев чуть больше) - село Важное (заметное большинство - карачаевцы, есть и русские) - станица Красногорская (русских чуть больше, карачаевцев - чуть меньше) - аул Сары-Тюз (карачаевское) - пос. Правокубанский (смешанный: в основном - карачаевцы и русские) - аул Кумыш (карачаевское) - пос. Орджоникидзевский (смешанное: русские, карачаевцы и нек. другие) - село Коста Хетагурова (осетины и карачаевцы уже почти пополам) - г. Карачаевск (в-основном - карачаевцы, несколько меньше - русские, и понемногу другие) - аул Джингирик (карачаевцы) - аул Новая Теберда (карачаевцы) - аул Нижняя Теберда (карачаевцы) - аул Верхняя Теберда (карачаевцы) - г. Теберда (карачаевцы и русские) - затем дорога поворачивает в ущелье реки Гоначхир и там уже нет населенных пунктов - дорога идет до озера Тубанлы Кёл и до Северного приюта, а дальше уже до Клухорского перевала.

Салам: Albert пишет: Вообще-то, по ходу Военно-сухумской дороги нет ни одного черкесского населенного пункта. Населенные пункты идут следующим образом в КЧР: г. Черкесск (население смешанное, большинство - русские!) - г. Усть-Джегута (население смешанное: русские и карачаевцы - примерно пополам, карачаевцев чуть больше) - село Важное (заметное большинство - карачаевцы, есть и русские) - станица Красногорская (русских чуть больше, карачаевцев - чуть меньше) - аул Сары-Тюз (карачаевское) - пос. Правокубанский (смешанный: в основном - карачаевцы и русские) - аул Кумыш (карачаевское) - пос. Орджоникидзевский (смешанное: русские, карачаевцы и нек. другие) - село Коста Хетагурова (осетины и карачаевцы уже почти пополам) - г. Карачаевск (в-основном - карачаевцы, несколько меньше - русские, и понемногу другие) - аул Джингирик (карачаевцы) - аул Новая Теберда (карачаевцы) - аул Нижняя Теберда (карачаевцы) - аул Верхняя Теберда (карачаевцы) - г. Теберда (карачаевцы и русские) - затем дорога поворачивает в ущелье реки Гоначхир и там уже нет населенных пунктов - дорога идет до озера Тубанлы Кёл и до Северного приюта, а дальше уже до Клухорского перевала. Выводы Казенина весьма спорны. Но когда он говорит о том, что "возможно, со стороны республиканского руководства тема дороги - это еще и дружественный жест в сторону черкесских сил, которые в Карачаево-Черкесии сегодня подконтрольны местным политикам с достаточно большими ресурсами и амбициями", то имеет в виду не количество черкесских населенных пунктов, расположенных вдоль этой дороги, а то, что строительство дороги облегчит черкесам коммуникации с Абхазией, с родственным абхазским народом, т.к. намного сократит путь из КЧР до Сухума и других городов и районов Апсны. Что же касается населенных пунктов, то вблизи этой дороги находится черкесский аул Хумара. Также, практически на ней находится аул Кубина, где проживают родственные черкесам абазины. Черкесск - это город со смешанным населением, который был столицей Черкесской Автономной Области и в котором проживает много черкесов и абазин. Сама же дорога очень выгодна не только черкесам и абазинам, но и всем остальным народам КЧР. И это очень выгодно для карачаевцев, т.к. от Усть-Джегуты до Теберды по этой дороге расположены в основном карачаевские населенные пункты. Дорога значительно увеличит приток туристов, что должно стать большим толчком для развития экономики этих населенных пунктов и всей Карачаево-Черкесии. Дорога - это выход КЧР к морю со всеми вытекающими последствиями. Это уже не говоря о том, что жители, к примеру, Домбая и Теберды, смогут за час доехать до абхазского побережья, купаться и загорать на абхазских пляжах.

Elbrus: Мне лично, как жителю КЧР, сто лет не нужно это абхазское побережье! Куда важнее сохранность уникальных экосистем Тебердинского заповедника, который включен ЮНЕСКО в мировую сеть биосферных резерватов. А из него хотят сделать проходной двор!

Albert: Салам пишет: Что же касается населенных пунктов, то вблизи этой дороги находится черкесский аул Хумара. Хумара находится в стороне от этой дороги - на правобережье Кубани. Салам пишет: Также, практически на ней находится аул Кубина, где проживают родственные черкесам абазины. Ну, если не считать пос. Московоский г. Усть-Джегуты!

адыгеец: Albert пишет: Вообще-то, по ходу Военно-сухумской дороги нет ни одного черкесского населенного пункта.та что, черкесам по ней не проехать будет?

Салам: Albert пишет: Ну, если не считать пос. Московоский г. Усть-Джегуты! И Тепличный комбинат "Южный" и поселок Московский, куда должны были поселить строителей и работников этого комбината, были построены на землях абазинского аула Кубина в 1970-х - 1990-х годах. До начала строительства обещали, что поскольку Кубина предоставила свою землю для нового поселка, то он будет подчиняться Кубине, жители которой получат и квартиры в Московском. Но поселок был сначала на балансе Москвы, а затем включен в состав города Усть-Джегута, который находится на противоположном берегу реки Кубань.

Albert: Салам пишет: то имеет в виду не количество черкесских населенных пунктов, расположенных вдоль этой дороги, а то, что строительство дороги облегчит черкесам коммуникации с Абхазией, с родственным абхазским народом, т.к. намного сократит путь из КЧР до Сухума и других городов и районов Апсны. Что же касается населенных пунктов, то вблизи этой дороги находится черкесский аул Хумара. Также, практически на ней находится аул Кубина, где проживают родственные черкесам абазины. Меня прикалывает, когда абазины и абхазы оказываются "родственными черкесам"! Они говорят на совершенно разных языках! О каком родстве здесь можно вообще говорить?

Albert: Салам пишет: И Тепличный комбинат "Южный" и поселок Московский, куда должны были поселить строителей и работников этого комбината, были построены на землях абазинского аула Кубина в 1970-х - 1990-х годах. До начала строительства обещали, что поскольку Кубина предоставила свою землю для нового поселка, то он будет подчиняться Кубине, жители которой получат и квартиры в Московском. Но поселок был сначала на балансе Москвы, а затем включен в состав города Усть-Джегута, который находится на противоположном берегу реки Кубань. Но земли нынешнего тепличного принадлежали разным карачаевским родам. Даже долина, в низовьях которой располагается тепличный комбинат, носит название Байтал-Чапхан, как известно. Это карачаевское название!

sult: Albert пишет: Меня прикалывает, когда абазины и абхазы оказываются "родственными черкесам"! Они говорят на совершенно разных языках! О каком родстве здесь можно вообще говорить? Это ашуйские языки.

Albert: sult пишет: Это ашуйские языки. Это совершенно разные языки!

sult: Фонетические соответствия очень малочисленны, но ашуйские языки имеют около 400 общих корней.

Мурик: Elbrus пишет: Мне лично, как жителю КЧР, сто лет не нужно это абхазское побережье! Куда важнее сохранность уникальных экосистем Тебердинского заповедника, который включен ЮНЕСКО в мировую сеть биосферных резерватов. А из него хотят сделать проходной двор! +100

Салам: Albert пишет: Меня прикалывает, когда абазины и абхазы оказываются "родственными черкесам"! Они говорят на совершенно разных языках! О каком родстве здесь можно вообще говорить? Я думаю, что ты и сам в курсе, что черкесский (адыгский), абазинский, абхазский и убыхский языки родственны и составляют единую абхазо-адыгскую языковую группу. Да, абхазский и адыгский языки сегодня взаимонепонимаемы, но тем не менее, безусловно, родственны друг другу. Это факт, который не оспаривается ни одним серьезным лингвистом. Причем, ныне мертвый убыхский язык представлял собой как бы связующее, промежуточное звено между адыгским языком с одной стороной и абхазским, абазинским языками - с другой. Albert пишет: Но земли нынешнего тепличного принадлежали разным карачаевским родам. Даже долина, в низовьях которой располагается тепличный комбинат, носит название Байтал-Чапхан, как известно. Это карачаевское название Вообще-то, земли, на которых стоит нынешний тепличный комбинат, как и земля, на которой построен поселок Московский, принадлежали абазинскому князю Лоову и носили на абазинском языке название ЛоургIа рырхъа, что в переводе означает "Степь Лоовых". Комбинат был построен на землях аула Кубина, который на абазинском языке называется Къвбиналокт, т.е. Кубанско-Лоовский. Elbrus пишет: Мне лично, как жителю КЧР, сто лет не нужно это абхазское побережье! Куда важнее сохранность уникальных экосистем Тебердинского заповедника, который включен ЮНЕСКО в мировую сеть биосферных резерватов. А из него хотят сделать проходной двор! Ты затронул очень важный вопрос. Дорога Черкесск-Сухум, конечно, очень важна для экономического развития Абхазии, КЧР, Кавказа в целом. Но при ее строительстве действительно существует опасность нанести урон природе. Поэтому, если при строительстве дороги не предпринять всех необходимых мер, чтобы максимально обезопасить уникальные природные комплексы КЧР и Абхазии, то в проигрыше могут оказаться все. Здесь можно учесть положительный пример Швейцарии или Австрии, которые активно развивают туристическую и дорожную инфраструктуру в Альпах, сохраняя при этом экологию.

Elbrus: Салам пишет: Но при ее строительстве действительно существует опасность нанести урон природе. Скорее именно при эксплуатации этой дороги! И будет не опасность нанесения вреда природе, а так и оно будет. Салам пишет: Здесь можно учесть положительный пример Швейцарии или Австрии, которые активно развивают туристическую и дорожную инфраструктуру в Альпах, сохраняя при этом экологию. А можно вообще из республики сделать маленькую Швейцарию... Мы же знаем как все в России делается... "хотели как лучше, а получилось как всегда". Так оно и будет.

Albert: Elbrus пишет: А можно вообще из республики сделать маленькую Швейцарию... Мы же знаем как все в России делается... "хотели как лучше, а получилось как всегда". Так оно и будет.

адыгеец: http://www.regnum.ru/news/1166546.html

Albert: адыгеец пишет: http://www.regnum.ru/news/1166546.html Я знал, что к этому всё придет! То ли еще будет! Москвичи - это тебе не грузины! Боюсь, абхазы еще тысячу раз могут пожалеть, что оттолкнули Грузию с НАТО!

адыгеец: Albert только и абхазы не стадо. Один раз прокремлевского кандидата не поддержали (Хаджимбу), и багапша прокатят если не туда полезет

Albert: адыгеец пишет: Albert только и абхазы не стадо. Один раз прокремлевского кандидата не поддержали (Хаджимбу), и багапша прокатят если не туда полезет Если Российские евреи до зубов вооруженную Чечню раздолбали, то Абхазию возьмут за полдня!

З&c: Albert пишет: до зубов вооруженную Чечню с их воооружением разве что на разборки ходить. для войны в современном понимании они были вооруженны как индейцы против испанцев.

адыгеец: Albert Чечня, как ни крути- субъект РФ. А Абхазия, с точки зрения РФ, - субъект мирового права.

расул: не нужен нам никакой дороги эта дорога принесет нам только вред если кому-то так хочется загорать на море это несложно сделать и сейчас наивно думать что это дорога несёт нам какие-то финансовые благополучия мы ничего не получим все получат москва а мы получим только неприятности в виде разрушенной экологией толпы пьяных туристкороче все все радости проходного двора



полная версия страницы