Форум » » Vote: Пантюркизм. Как вы к этому относитесь? » Ответить

Vote: Пантюркизм. Как вы к этому относитесь?

HIGHLANDER: Как вы относитесь к пантюркизму и к т.н. "Турану" - содружеству тюркских гос-в и народов по типу Евросоюза? Есть ли место карачаево-балкарскому народу в аморфном тюркском массиве. Я понимаю, вопрос размытый и может казаться глупым, но постарайтесь ответить.

Ответов - 467, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Albert: адыгеец пишет: Так ваши новомодные "историки" утверждают, что адыги - цыгане. Ну а какие цыгане гадальщики всем известно. так что все переняли у нас. или все-таки лучше всего гадают тюрки? Ну, во-первых, это не наши новомодные историки так утверждают, а было высказано еще задолго до них, как известно, одним путешественником. Но я не хочу эту тему развивать поскольку считаю, что он был неправ. Да и мы не можем здесь уподобляться всяким форумам, вроде "Хэку", "Элот" и т.п., которые считают нормальной подобную тональность. Тахир пишет: Адыги - кавказцы, и этнически связаны в основе с нахско-дагестанскими народами. Вряд ли этнически! Скорее, в очень глубокой древности - по языку! Но это было в очень глубокой древности! А этнически мало общего, как мне кажется! Тахир пишет: А может Эдигея в честь адыгов назвали? Что, кстати, вероятнее. Огъары Учкулан, а у того старика с 19 века, что была машина времени? )) Или же он свидетель-долгожитель был! А вот это уж совсем невероятно, поскольку имя Эдигей является исконно тюркским. Идет от тюркского "эдгю" (хороший, добрый), "эдик" (хорошеть, улучшаться) (Древнетюркский словарь, стр. 163). Так что, в отношении имени Эдигея никаких сомнений в его тюркском характере быть не может. Что касается этнонима "адыгэ", то меня смущает то, что начинается этот этноним со звука "а", поскольку, насколько я могу судить, в адыгском языке с этого звука могут начинаться либо заимствования (тюркизмы, арабизмы, абхазизмы), либо междометия. Для исконной лексики адыгских языков анлаутная (начальная) "а" не характерна вовсе! А значит, думаю, следует предположить заимствованный характер этого этнонима. Но, я сомневаюсь в том, что "самый главный ногаец" Эдигей имеет к ним отношение, поскольку в таком случае, этот этноним проявился бы лишь у ограниченного числа адыгских племен, а не у всех адыгов, как это получилось в реале. Abrek пишет: В Карачае есть имя Адыге Ни разу такого имени не встречал! У нас есть имя Айтек, которое вряд ли имеет какое-то отношение к этнониму адыгов, но точно не Адыге! Огъары Учкулан пишет: Черкесов, по "Книге побед", как я помню победили полководцы Тамерлдана, которые конечно действовали в отрыве от своих основных войск. Тогда как в ЦК на территории городов Золотой Орды Тамерлан лично вел свои войска. Не всегда, уверен, следует под черкесами иметь в виду адыгов! Черкес - это один из тюркских родов (племен). Этот этноним в качестве экзоэтнонима был распространен и на адыгов, видимо, под влиянием того, что княжеское сословие адыгов (не всех, разумеется!) было из тех самых тюрок - черкесов. Полагаю, речь может идти об Инале и его потомках! Тахир пишет: Поэтому даже по этому принципу, очевидно, что адыг - древний этноним. Тогда он должен был измениться в соответствии с адыгской фонетикой, где анлаутная "а" нехарактерна!

Abrek: Albert пишет: Ни разу такого имени не встречал! В Учкекене есть пристарелый карачаевец, его зовут Адыге, он живет в Къалеже.

Albert: Abrek пишет: В Учкекене есть пристарелый карачаевец, его зовут Адыге, он живет в Къалеже. В Эльтаркаче живет (или жил!) человек по имени Къабарты Хубиев. Просто человека так назвали. Но это не значит, что существует такое имя у нас!


Abrek: Albert пишет: В Эльтаркаче живет (или жил!) человек по имени Къабарты Хубиев. Просто человека так назвали. Но это не значит, что существует такое имя у нас! ну если человека приклонного возраста (по национальности карачаевец) так зовут, то что это значит? Тут ничего такого нету... Если в Элтаркъаче живут люди по имени Къабарты, значит и это имя у нас существует. Че нам, западло чтоли так называть себя? Вполне достойные имена.

Огъары Учкулан : Albert джазады: В Эльтаркаче живет (или жил!) человек по имени Къабарты Хубиев. Просто человека так назвали. Но это не значит, что существует такое имя у нас! Аллах кеб джыл джашатсын! Аланла, разговор не в том ключе; имена были... кстати, имя "Къарашей" у одного из кабардинских "принцев" встречается раньше первого упоминания о карачаевцах)) Впрочем слово "къарачай". само чрезвычайно распространенное и древнее. Более того, в 19 в., был (сохранялся) еще одно малое сибирское племя "карачаевцы")) А вопрос у меня еще вот какй; если какое нибудь расшифрование слова "алан" (и производных от него) из адыго-абхазких языков?

Albert: Abrek пишет: ну если человека приклонного возраста (по национальности карачаевец) так зовут, то что это значит? Тут ничего такого нету... Если в Элтаркъаче живут люди по имени Къабарты, значит и это имя у нас существует. Че нам, западло чтоли так называть себя? Вполне достойные имена. В Усть-Джегуте живет Пушкин Болатчиев. Означает ли это, что у нас есть имя Пушкин? Огъары Учкулан пишет: А вопрос у меня еще вот какй; если какое нибудь расшифрование слова "алан" (и производных от него) из адыго-абхазких языков? Нет такой расшифровки!

sult: Albert пишет: В Усть-Джегуте живет Пушкин Болатчиев. Означает ли это, что у нас есть имя Пушкин? Есть. В Верхнем Куркужине жил Джузеппе Мамбетов (может быть и сейчас живёт - точно не знаю). Значит, у кабардинцев есть имя Джузеппе.

sarykyrgyz: В Нарыне в Атбашинском районе есть парень Шатл - бек Акимов. Значит у кыргызов есть имя Шатл

Тахир: Альберт, если в адыгских языках на а, исконных слов нет, то это еще раз доказывает, что этноним адыг происходит от хат+ыг. Где начальное придыхательное х или же гъ со временем нивелировалось. Подобных примеров множество. Что касается имен. То, вероятно, чтобы говорить о наличие какого-то имени в среде какого-либо народа, надо, чтобы оно было традиционным, чтобы это имя носили несколько человек.

адыгеец: Тахир пишет: Перевод слова - хат, как "кто", "чей" - интересен, и, возмозжно, по семантике подвести к понятию - человек. Но это будет несколько натянуто. согласен, т.к. слово кто звучит как "хэт", а имена, которые возможно идут к хаттам имеют в себе звук "хь" ( Хьатыкъуай, Хьатыкъу и т.д.)Огъары Учкулан пишет: а когда первое упоминание именно об адыгах? где-то читал, что вроде бы у Масуди Albert пишет: Что касается этнонима "адыгэ", то меня смущает то, что начинается этот этноним со звука "а", поскольку, насколько я могу судить, в адыгском языке с этого звука могут начинаться либо заимствования (тюркизмы, арабизмы, абхазизмы), либо междометия. Для исконной лексики адыгских языков анлаутная (начальная) "а" не характерна вовсе! а как же то же слово ашъо (каб. афы)- кольчуга? адэ- тот, этот? ар- он, ащ( абы) - его? Огъары Учкулан пишет: А вопрос у меня еще вот какй; если какое нибудь расшифрование слова "алан" (и производных от него) из адыго-абхазких языков? можно предположить корень 1алэ- дикий, так же как и 1аз- обученный, умеющий.

Abrek: Albert пишет: Означает ли это, что у нас есть имя Пушкин? а разве не означает?

Albert: Тахир пишет: Альберт, если в адыгских языках на а, исконных слов нет, то это еще раз доказывает, что этноним адыг происходит от хат+ыг. Где начальное придыхательное х или же гъ со временем нивелировалось. Подобных примеров множество. Но такая нивелировка нехарактерна для адыгских языков! Начальная "х" в этом случае не должна исчезать, тем более "оголяя" нехарактерную анлаутную "а"! Совсем нехарактерно! И таких примеров в адыгском языке я лично не знаю. Если ты знаешь, напиши! А значит, надо искать другие пути проникновения этнонима "адыгэ" в адыгскую среду! Тахир пишет: Что касается имен. То, вероятно, чтобы говорить о наличие какого-то имени в среде какого-либо народа, надо, чтобы оно было традиционным, чтобы это имя носили несколько человек. Согласен! адыгеец пишет: а как же то же слово ашъо (каб. афы)- кольчуга? адэ- тот, этот? ар- он, ащ( абы) - его? Источник заимствования придется искать для этих слов! Не могут они быть исконными, поскольку являются исключениями! адыгеец пишет: можно предположить корень 1алэ- дикий, так же как и 1аз- обученный, умеющий. Только эти предположения останутся всего лишь предположениями! Abrek пишет: а разве не означает? Не означает! Еще слышал у абазин такие имена, как Скорцени (по фамили известного Отто Скорцени), Дантес (погибший в 99-м году при нападении на группу карачаевцев Дантес Малхозов из Псыжа).

sult: Albert пишет: Источник заимствования придется искать для этих слов! Не могут они быть исконными, поскольку являются исключениями! Почему исключения? Очень много одно- и двусложных адыгских слов начинаются на "а" или "lэ" (рука, зло, уже приведённые тот, его и т.п. - т.е. слова, которые не связаны с техническим прогрессом или чем-то подобным).

Albert: sult пишет: Почему исключения? Очень много одно- и двусложных адыгских слов начинаются на "а" или "lэ" (рука, зло, уже приведённые тот, его и т.п. - т.е. слова, которые не связаны с техническим прогрессом или чем-то подобным). Анлаутная "lэ" в данном случае не должна никого вводить в заблуждение, поскольку этноним адыгов пишется "адыгэ", а не "lэдыгэ"! Разве не так? А что касается анлаутного "а" в адыгском, то я сейчас сходу в кабардино-черкесско-русском словаре насчитал таких основ на "а" около 25. Причем, среди них немало и названий растений, которые очень часто бывают заимствованными, и явно имеются слова междометного характера. А в "сухом остатке" очень мало слов в адыгском языке с анлаутной "а". Остальные все производные от этих 25 (плюс - минус). И, разумеется, я не стал учитывать здесь откровенные заимствования, которые я точно могу этимологизировать или указать источник.

sult: Albert пишет: Анлаутная "lэ" в данном случае не должна никого вводить в заблуждение, поскольку этноним адыгов пишется "адыгэ", а не "lэдыгэ"! Разве не так? Так. Но надо учитывать, что все языки меняются, при этом фонетика всегда имеет тенденцию к упрощению. _____________________________ Абхазы вообще чуть ли не перед каждым словом норовят "а" поставить. Считаю, что в ашуйском тоже могло быть так.

Abrek: А может Абхазы и назвали вас Адыгэ? немножко не в тему. Ко мне приезжали Murat (старый участник наш, кабардинец) и его друг (абхаз). абхаз когда говорил -постоянно свистел . Абхазский язык-свистящий помоему парни были хорошие

sult: Abrek пишет: А может Абхазы и назвали вас Адыгэ? А мысль, кстати! Или убыхи.

Тахир: Врядли есть примеры, когда экзоэтноним становился бы самоназванием какого-либо народа. Не могло самоназвание адыг прийти ни с абхазского, ни с другого иного языка. Альберт, ты не согласен, что ад+ыг от хат+ых или гъад+ыг?

Albert: Тахир пишет: Врядли есть примеры, когда экзоэтноним становился бы самоназванием какого-либо народа. Не могло самоназвание адыг прийти ни с абхазского, ни с другого иного языка. Зато нельзя исключать, что этот этноним мог появиться благодаря имени некоей исторической личности. Тахир пишет: Альберт, ты не согласен, что ад+ыг от хат+ых или гъад+ыг? Разумеется, не согласен, поскольку материал самих адыгских языков вряд ли может свидетельствовать о таком переходе! Я не знаю источник появления в адыгском этнонима "адыгэ"! Но вряд ли этот этноним был очень древним, поскольку анлаутная "а" для адыгских "чужая". С большим скрипом можно принять версию о трансформации (возможно, под абхазским или убыхских влиянием!) известного в истории этнонима "зих". Но это, скорее, из области догадок... А остальные версии, как мне кажется, менее убедительны...

sult: Albert пишет: Зато нельзя исключать, что этот этноним мог появиться благодаря имени некоей исторической личности. При этом обязательным условием является тюркоязычность этой личности? _________________________________ Абхазы и сегодня называют адыгов "адзыхуа"... ну никак не вяжется с Едигеем, вообще ни с каким геем не вяжется.

Albert: sult пишет: При этом обязательным условием является тюркоязычность этой личности? _________________________________ Абхазы и сегодня называют адыгов "адзыхуа"... ну никак не вяжется с Едигеем, вообще ни с каким геем не вяжется. Вовсе нет! Я считаю, что с Эдигеем это не связано! Хотя, исключить полностью тоже не могу!

sult: Имя тоже должно иметь какую-то этимологию... Да и в народной памяти этот человек остался бы в какой-либо форме.

адыгеец: Albert пишет: Но вряд ли этот этноним был очень древним, поскольку анлаутная "а" для адыгских "чужая". но тем не менее такое слово-основа как "он"- начинается именно с этой "а"))

адыгеец: Abrek пишет: абхаз когда говорил -постоянно свистел . Абхазский язык-свистящий помоему адыгейский тоже)) по поводу названия. Тут на днях по телику Тыву показывали, Шаманский сходняк какой-то показывали. и там то ли название местности, то ли еще чето было. по русски означает "дух медведя", а по тывински было написано как "адыг ээл или эол, ну короче слово адыг там было отдельно. Какие предположения будут?

Тахир: Адыг, по-тувински - медведь. Это тоже, что и наше Айу/Аю, только слог закрытый, и в тувинском, вместо звука й появляется д. Например, к.-б. слово ыйыкъ (неделя, воскресенье, священный), на тувинском - ыдык.

адыгеец: Вот. Адыг-медведь; нарзан в тех же краях. Черкесы в казахстане. Походу адыги нехило погуляли (шутка)

sarykyrgyz: Курс на автономию Муртаза Рахимов раскритиковал Москву за излишнюю централизацию власти. Его идею может подхватить Ассамблея народов Башкирии, которая провозгласит курс на автономию республики и превращение ее в парламентскую http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/06/08/199389 Ваши мысли, уважаемы представители субъектов Федерации

адыгеец: интересно. вот и посмотрим. загнут такого зубра как рахимов или нет

Alan kmv: адыгеец пишет: интересно. вот и посмотрим Можешь не сомневатся...

Esra: олнозначно позитивно)) мы ведь Тюрки))



полная версия страницы