Форум » » Крымские татары » Ответить

Крымские татары

Leyla Qirimli: Что вы знаете о крымских татарах и о Крыме?

Ответов - 52, стр: 1 2 All

Leyla Qirimli: Кры́мские тата́ры (крым. qırımtatarlar, ед. ч. qırımtatar) или кры́мцы (крым. qırımlar, ед. ч. qırım) — народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) а также в Турции, Узбекистане (около 150 тыс.), Румынии (24 тыс.), Болгарии (3 тыс.), России. Крымскотатарская диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако сколько-нибудь точные данные о её численности отсутствуют, т.к. в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число людей крымскотатарского происхождения в различной степени (зачастую полностью) ассимилировавшихся с турками оценивается в Турции в 4-5 млн. Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу. Этногенез Крымские татары — сформировались как народ в Крыму и являются потомками различных народов, в разное время приходивших в Крым. Основные этнические группы, населявшие в разные времена Крым и принявшие участие в формировании крымскотатарского народа — это тавры, скифы, сарматы, аланы, греки, готы, римляне, протоболгары, хазары, печенеги, итальянцы, черкесы, малоазийские турки, тюркизированные монгольские племена. Особо важную роль в этногенезе крымских татар сыграли западные кыпчаки, известные в Киевской Руси как половцы, а западной Европе под названием куманы. Кыпчаки, тюрки-европеоиды, придя из Центральной Азии, с 11-12 веков стали заселять приволжские, приазовские и причерноморские степи (которые с тех пор вплоть до XVIII столетия именовались Дешт-и Кыпчак, перс. دشت قپچاق — «Кыпчакская степь»), и очевидно в это время стали проникать и в Крым. Причём под Крымом как исторической областью в разное время понималась территория не только полуострова.[источник?] Консолидация этого пёстрого этнического конгломерата в единую крымскую нацию началась после поражения объединённых половецко-русских войск от монголов на реке Калке (приток Кальмиуса), после чего значительная часть половцев, спасаясь от ограбления монголами, укрылась в горах Крыма. В результате преобладания половецкого населения в Крыму, в течение столетий сложился современный национальный облик крымских татар и крымско-татарский национальный язык на основе половецкого языка. Объединяющими началами при этом выступали общность и замкнутость территории, язык тюрков-половцев и исламская религия. Крымское ханство Оружие крымских татар XVI-XVII веков Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства. Государство крымских татар — Крымское Ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского Ханства — это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи — Ашик Умер. Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы и хан Газы II Герай Бора. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени — ханский дворец в Бахчисарае. Крымское Ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского и украинского населения. Захваченные в рабство продавались на крымских невольничьих рынках, среди которых наиболее крупным являлся рынок в городе Кафа (современная Феодосия), в Турцию и на Ближний Восток. В 1571 году 40-тысячное крымское войско под командованием хана Девлета I Герая, пройдя русские укрепления, дошло до Москвы и подожгло её пригороды, после чего город за исключением Кремля сгорел дотла. Однако уже в следующем году повторно пришедшее 120-тысячное войско, надеявшееся окончательно покончить с независимостью Руси, потерпело сокрушительное поражение в Битве при Молодях, что заставило ханство умерить свои политические притязания. Тем не менее, формально находившиеся в подчинении у крымского хана, а фактически почти независимые ногайские орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, регулярно совершали военные походы на сопредельные российские и украинские территории с целью грабежа и захвата пленников. Для этого, как правило, использовался Муравский шлях, проходивший от Перекопа до Тулы. Эти походы способствовали формированию казачества, выполнявшего сторожевые и дозорные функции на пограничных территориях Московского Государства и Речи Посполитой. В составе Российской империи В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Это ознаменовало начало эпохи в истории крымских татар, которую сами они называют «Чёрным столетием». Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымское духовенство и местная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав. Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным исследователей конца XIX века Ф. Лашкова и К Германа население полуостровной части Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92% из которых были крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тыс. человек населения, в том числе 87,8% крымских татар. Таким образом, за первые 10 лет российской власти Крым покинуло 3/4 населения. В 1850-е годы из Крыма эмигрировало около 300 тыс. крымских татар.[5] Именно их потомки сейчас составляют крымскотатарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма. Тогда же Крым покинула большая часть крымскотатарской элиты. Наряду с этим шла колонизация Крыма, в основном степей и крупных городов, за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории метрополии. Крымскотатарское возрождение связано с именем великого просветителя Исмаила Гаспринского. Он приложил огромные усилия, направленные на возрождение и выживание крымскотатарского народа. Одна из главных его заслуг — создание и распространение среди крымских татар системы светского (нерелигиозного) школьного образования. Он стал фактическим создателем нового литературного крымскотатарского языка. Гаспринский начал издавать первую крымскотатарскую газету «Терджиман» («Переводчик»), которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма, в том числе в Турции и в Средней Азии. Он же разработал новую методику школьного обучения, что привело, в конечном счёте, к появлению новой крымскотатарской интеллигенции. Гаспринский также считается одним из основателей идеологии пантюркизма. Гражданская война и Крымская АССР Оценки численности крымскотатарского населения в Крыму перед началом Гражданской войны противоречивы. По данным переписи 1917 крымские татары составляли 200 тыс. человек (26,8 % населения полуострова). Другие подсчеты указывают на то, что число крымских татар достигало 450 тыс. человек (42 % населения полуострова): в Ялтинском уезде — 150 тыс. человек, в Симферопольском — 100 тыс., в Феодосийском — 80 тыс., Евпаторийском — 60 тыс., в Перекопском — 60 тыс. Февральская революция активизировала попытки крымскотатарского народа подключиться к управлению государством, однако это не встретило поддержки со стороны местных советов. Исполком Симферопольского совета 17 марта 1917 отклонил ходатайство крымских татар о предоставлении им представительства в нём, на основании того, что «национальные организации представительства в Совете не имеют». Это привело к тому, что представители крымскотатарского народа решили действовать самостоятельно. 25 марта 1917 в Симферополе был проведен крымскотатарский курултай на который съехались свыше 2000 делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), главой которого был избран Ч.Челебиев. Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. С этого началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар. Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России. Номан Челебиджихан В 1917 году после Февральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымскотатарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарми лидеров, Номана Челебиджихана — «Крым — для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности). «Наша задача, — говорил он, — создание такого государства, как Швейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку». Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году, а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми, так и красными. В результате голода 1921—1922 годов погибло около 15 % крымских татар. В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский, высшее руководство состояло в основном из крымских татар. Но вслед за коротким подъёмом национальной жизни после создания республики (открытие национальных школ, театра, выпуск газет) последовали сталинские репрессии 1937 года. Репрессирована была большая часть крымскотатарской интеллигенции, в том числе известный государственный деятель Вели Ибраимов и учёный Бекир Чобанзаде. Согласно данным переписи 1939 года крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть 19,4 % от всего населения полуострова . Крым под немецкой оккупацией С середины ноября 1941 по 12 мая 1944 года Крым был оккупирован немецкими войсками. Участие крымских татар в борьбе с немецкими оккупантами Деятельность партизан в оккупированном Крыму принято делить на три этапа: ноябрь 1941 — октябрь 1942 года, ноябрь 1942 — октябрь 1943 года, октябрь 1943 — апрель 1944 года. На каждом из трёх этапов крымские татары принимали активное участие в партизанском движении. На 20 ноября 1942 года в Крыму насчитывалось 3734 партизана, среди них 2419 гражданских (в основном жители Крыма) и 1315 военных (главным образом уроженцы других регионов). Крымские татары составляли примерно шестую часть гражданских партизан. В основном из крымских татар состоял Судакский партизанский отряд. В связи с плохой организацией партизанской борьбы и постоянной нехваткой продовольствия, медикаментов и оружия, командование приняло решение об эвакуации большей части партизан из Крыма осенью 1942 года. Во время второго периода партизанской войны в лесах Крыма оставалось всего около 400 партизан. Во второй половине 1943 года началась активная переброска в Крым новых кадров для активизации подпольной борьбы. Значительную их часть составляли уроженцы Крыма, в том числе немало крымских татар. В 1943-44 годах командный состав партизанских отрядов Крыма почти наполовину состоял из крымских татар (Аблязиз Османов, Сеит-Али Аметов, Джеббар Колесников, Мемет Молочников, Рамазан Куртумеров, Сейдамет Ислямов, Осман Аширов, Мустафа Мамутов, Талят Тынчеров, Серанеджин Менаджиев, Рефат Мустафаев, Мустафа Селимов, Измаил Хайруллаев и другие). Из 3472 партизан, находившихся в Крыму к 15 января 1944 года, 598 человек (17 %) составляли крымские татары. Среди партизан, боровшихся с немецкими войсками с первого до последнего дня оккупации (всего их около 20 человек) трое крымских татар: Мемет Молочников, Сеитхалил Кадыев и Куртсеит Муратов. Как писала газета «Красный Крым» в сентябре 1943 года, «…в партизанских отрядах сыны и дочери татарского народа вместе с русскими беспощадно уничтожали фашистов…» В рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 25 тысяч крымских татар. Пятеро крымских татар (Петай Абилов, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдуреим Решидов, Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза, а один (Аметхан Султан) стал Дважды Героем. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерами Ордена Славы. Депортация Основная статья: Депортация крымских татар Несмотря на то, что представители крымскотатарского народа сражались в рядах Красной Армии и активно участвовали в партизанском движении, факты сотрудничества с оккупантами были использованы в качестве основного повода для выселения народа из Крыма. В соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 г.[6] утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации всего [источник?] народа, обвинённого в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана, небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область). Месяцем позже из Крыма были высланы также армяне, болгары и греки. Официально основанием для высылки считались массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей. При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымскотатарских коллаборационистов, так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию.Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар — участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы Борьба за возвращение В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, крымские татары были лишены этого права до 1989 года, несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС, ЦК КПУ и непосредственно к лидерам советского государства и при том, что 9 января 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан". С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым. ЦК КПУ сообщает, что за последнее время, и особенно в 1965 году, участились посещения Крымской области татарами, отселенными в прошлом из Крыма… Приезжавшие в сентябре 1965 года в Крым некие Сулейманов, Халимов, Бекиров Сеит Мемет и Бекиров Сеит Умер, жители г. Гулистана Узбекской ССР, при встречах со своими знакомыми сообщали, что "сейчас в Москву поехала большая делегация добиваться разрешения вернуться татарам в Крым. Возвращаться будем все или никто. Татары будут убивать тех, кто, получив разрешение, индивидуально будет ехать в Крым жить, и тех, кто не захочет поехать в Крым, если будет получено разрешение на возвращение для всех". <…> — Из письма в ЦК КПСС о посещениях Крыма крымскими татарами. 12 ноября 1965 г Возвращение в Крым Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года), из них в Симферополе - свыше 25 тыс., в Симферопольском районе — свыше 33 тыс., или свыше 22 % населения района. При этом в местах депортации ещё остаётся около 150 тыс. человек. Основные проблемы — массовая безработица (её уровень среди крымских татар в несколько раз выше, чем в среднем по Крыму)[источник?], проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков. В 1991 году был созван второй Курултай и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы Курултая (национального парламента), в которых участвует всё взрослое крымскотатарское население, Курултай формирует исполнительный орган — Меджлис Крымскотатарского Народа (подобие национального правительства), который до сих пор не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины. С 1991 года бессменным председателем Меджлиса является Мустафа Джемилев. В августе 2006 года, Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН выразил обеспокоенность по поводу сообщений об актах вандализма по отношению к религиозным объектам, включая повреждение синагог в различных областях Украины, а также антимусульманскими и антитатарскими высказываниями со стороны православных священников в Крыму РЕЛИГИЯ Мечеть Муфти-Джами в Феодосии Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты. Исторически исламизация крымских татар происходила параллельно с формированием самого этноса и была очень длительной. Первым шагом на этом пути был захват Судака и окрестностей сельджуками в XIII веке и начало распространения в регионе суфийских братств, а последним — массовое принятие ислама значительным количеством крымских христиан, желавших избежать выселения из Крыма в 1778 году. Основная же часть населения Крыма приняла ислам в эпоху крымского ханства и предшествовавший ему золотоордынский период. Сейчас в Крыму насчитывается около трёхсот мусульманских общин, большая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Крыма (придерживается ханафитского мазхаба). СУБЭТНОСЫ Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: степняков или ногаев (не путать с народом ногайцы) (çöllüler, noğaylar), горцев или татов (не путать с кавказскими татами) (tatlar) и южнобережцев или ялыбойских (yalıboylular). ЮЖНОБЕРЕЖЦЫ— Ялыбойлу До депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крым. Yalıboyu) — узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, малоазийские турки и черкесы, а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев). У жителей многих деревень Южного берега вплоть до депортации сохранялись элементы христианских обрядов, унаследованных ими от греческих предков. В расовом отношении южнобережцы принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе и внешне похожи на турок, греков, итальянцев. Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами североевропейской расы (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (ныне Кипарисное) относились именно к этому типу. Диалект южнобережцев относится к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому. В этом диалекте также велика доля греческих и итальянских заимствований. Старый крымскотатарский литературный язык, созданный Исмаилом Гаспринским, был основан именно на этом диалекте СТЕПНЯКИ— Ногаи Ногаи проживали в степи (крым. çöl) к северу от условной линии Николаевка-Гвардейское-Феодосия. Основное участие в этногенезе этой группы приняли западные кыпчаки (половцы), восточные кыпчаки и ногайцы (от этого и пошло название ногаи). В расовом отношении ногаи европеоиды с элементами монголоидности (~10 %). Диалект ногаев принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, сочетая в себе черты кыпчакско-огузских языков (карачаево-балкарский, кумыкский) и кыпчакско-ногайских (ногайский, казахский). ГОРЦЫ— Таты Таты жили до депортации в горах (крым. dağlar) и предгорьях или средней полосе (крым. orta yolaq), то есть к северу от южнобережцев и к югу от степняков. Этногенез татов — очень сложный и не до конца изученный процесс. В формировании этого субэтноса приняли участие практически все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму. Это тавры, скифы, сарматы и аланы, готы, греки, черкесы, булгары, хазары, печенеги и западные кыпчаки (известные в европейских источниках как куманы или команы, а в русских как половцы). Особо важной в этом процессе считается роль готов, греков и кыпчаков. От кыпчаков таты унаследовали язык, от греков и готов — материально-бытовую культуру. Готы в основном приняли участие в этногенезе населения западной части горного Крыма (Бахчисарайский район). Тип домов, которые строили крымские татары в горных деревнях этого региона до депортации, некоторыми исследователями[14] считается готским. Нужно заметить, что приведённые данные об этногенезе татов до некоторой степени являются обобщением, так как население практически каждой деревни горного Крыма до депортации имело свои особенности, в которых угадывалось влияние того или иного народа. В расовом отношении таты относятся к среднеевропейской расе, то есть внешне похожи на представителей народов центральной и восточной Европы (русских, украинцев, поляков, немцев и т. д.). Диалект татов имеет как кыпчакские, так и огузские черты и является до некоторой степени промежуточным между диалектами южнобережцев и степняков. На этом диалекте основан современный крымскотатарский литературный язык Современная ситуация До 1944 года перечисленные субэтнические группы крымских татар практически не смешивались между собой, но депортация разрушила традиционные ареалы расселения, и за прошедшие 60 лет набрал силу процесс слияния этих групп в единую общность. Границы между ними заметно размыты уже сегодня, поскольку существенно число семей, где супруги принадлежат к разным субэтносам. Из-за того, что после возвращения в Крым крымские татары в силу ряда причин не могут поселиться в местах своего прежнего традиционного проживания, процесс смешения продолжается. По очень приблизительным оценкам на сегодняшний день среди крымских татар, живущих в Крыму, около 30 % составляют южнобережцы, около 20 % — ногаи и около 50 % — таты. Этноним «татары» и крымскотатарский народ Тот факт, что в общепринятом названии крымских татар присутствует слово «татары», часто вызывает недоразумения и вопросы о том, не являются ли крымские татары субэтнической группой татар, а крымскотатарский язык диалектом татарского. Крымские татары и татары Поволжья являются близкородствеными народами и свое современное название, т. е. имя «татары» в качестве этнонима носят по недоразумению. С тех времён, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами: карачаевцы (горские татары), азербайджанцы (закавказские или азербайджанские татары), кумыки (дагестанские татары), хакасы (абаканские татары) и т. д. И на самом деле ничего общего в этническом плане с историческими татарами или татаро-монголами не имеют, а являются потомками тюркоязычных племен известных в истории под названиями булгары, хазары, кыпчаки и т. д., населявших восточную Европу с древнейших времен, ещё до монгольского нашествия, когда на запад и пришёл этноним «татары». Более того, крымско-татарский и волжско-татарский языки, как и их «ближайшие родственники», т. е. карачаево-балкарский, кумыкский и ногайский языки относятся к одной, так называемой, кыпчакской группе тюркских языков. В конце XIX века Исмаилом Гаспринским была предпринята попытка создания на основе крымскотатарского южнобережного диалекта единого литературного языка для всех тюркских народов Российской империи (в том числе и татар Поволжья), однако серьёзного успеха это начинание не имело. Сами крымские татары на сегодняшний день используют два самоназвания: qırımtatarlar (дословно «крымтатары») и qırımlar (дословно «крымцы»)

Abrek: Leyla Qirimli Я видел твое фото в фотоальбоме. Ты красивая девушка

Leyla Qirimli: спасибо ,а по теме что-нибудь можете добавить


Abrek: Leyla Qirimli Спасибо что зарегистрировались у нас. Очень приятно что в нашем форуме еще на одну красавицу стало больше!. Все очень разные и красивые По теме. К сожалению мне не приходилось в жизни общаться с Крымскими татарами. Я живу в Татарстане, но с крымскими не доводилось Говрят что крымские и волжские совсем разные... И еще говорят что крымские между собой различаются. Это так?

sult: Leyla Qirimli пишет: а по теме что-нибудь можете добавить Вас долго замалчивали, делали вид, что вас нет. Пока вы сами должны себя пиарить активнее - не помешает.

Leyla Qirimli: да мы отличаемся от волжских татар,вот три субэтнических групп из которых состоят кр.татары Южнобережцы — Ялыбойлу До депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крым. Yalıboyu) — узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, малоазийские турки и черкесы, а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев). В расовом отношении южнобережцы принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе и внешне похожи на турок, греков, итальянцев. Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами североевропейской расы (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (ныне Кипарисное) относились именно к этому типу. Диалект южнобережцев относится к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому. В этом диалекте также велика доля греческих и итальянских заимствований. Степняки — Ногаи Ногаи проживали в степи (крым. çöl) к северу от условной линии Николаевка-Гвардейское-Феодосия. Основное участие в этногенезе этой группы приняли западные кыпчаки (половцы), восточные кыпчаки и ногайцы (от этого и пошло название ногаи). В расовом отношении ногаи европеоиды с элементами монголоидности (~10 %). Диалект ногаев принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, сочетая в себе черты кыпчакско-огузских языков (карачаево-балкарский, кумыкский) и кыпчакско-ногайских (ногайский, казахский). Горцы — Таты Таты жили до депортации в горах (крым. dağlar) и предгорьях или средней полосе (крым. orta yolaq), то есть к северу от южнобережцев и к югу от степняков. Этногенез татов — очень сложный и не до конца изученный процесс. Это тавры, скифы, сарматы и аланы, готы, греки, черкесы, булгары, хазары, печенеги и западные кыпчаки (известные в европейских источниках как куманы или команы, а в русских как половцы). Особо важной в этом процессе считается роль готов, греков и кыпчаков. От кыпчаков таты унаследовали язык, от греков и готов — материально-бытовую культуру. Готы в основном приняли участие в этногенезе населения западной части горного Крыма (Бахчисарайский район). Нужно заметить, что приведённые данные об этногенезе татов до некоторой степени являются обобщением, так как население практически каждой деревни горного Крыма до депортации имело свои особенности, в которых угадывалось влияние того или иного народа. В расовом отношении таты относятся к среднеевропейской расе, то есть внешне похожи на представителей народов центральной и восточной Европы (русских, украинцев, поляков, немцев и т. д.). Диалект татов имеет как кыпчакские, так и огузские черты и является до некоторой степени промежуточным между диалектами южнобережцев и степняков. На этом диалекте основан современный крымскотатарский литературный язык.

Abrek: а откуда вы имеете черкесскую кровь. мне вот это интересно...

sult: ...Контакты кабардинцев с Крымским ханством далеко не ограничивались военными столкновениями. Они были связаны родственными узами, торговыми отношениями, институтом аталычества... http://sknews.ru/main/14563-jetnicheskijj-islam.html

Leyla Qirimli: Очень интересная статья,а комментарии еще интереснее) Ситуация в религиозной жизни у нас с вами похожая,в плане конфликта поколений.Многие говорят что хиджаб наши бабушки никогда не носили,хотя это не так. После депортации мой народ многое пережил и пропоганда атеизма в СССР не могла не сказаться на религиозном мировоззрении.Сейчас все меняется,много соблюдающей молодежи,вместе с этим растет и количество различных течений и джемаатов в Крыму.Так как кр.татар около 200тыс.(в Крыму) разрозненность во взглядах нам не к чему,но по всей видимости кому-то это и выгодно. До Крымской войны(1853-1856 гг) кр.татары составляли 96% населения Крыма,у нас были тысячи мечетей и наши минареты возвышались над куполами церквей,что есть подтверждением главенства Ислама. Но сегодня мы оказались в такой ситуации,когда нам не выделяют и клочка нашей земли для строительства Соборной мечети(естественно за свой счет,о гос финансировании и речи не может быть)…

Leyla Qirimli: http://crimean.org/crimea/crim_tatar_vse.asp сайт крымскотатарской молодежи

Abrek: хороший сайт

sult: Leyla Qirimli пишет: мы оказались в такой ситуации,когда нам не выделяют и клочка нашей земли для строительства Соборной мечети Отказ оформлен официально? (я бываю на нескольких форумах, если есть статья об этом, то могу распространить)

sergio: Leyla Qirimli пишет: Но сегодня мы оказались в такой ситуации,когда нам не выделяют и клочка нашей земли для строительства Соборной мечети(естественно за свой счет,о гос финансировании и речи не может быть)… Leyla Qirimli как то странно звучит, в Крыму мечети есть почти в каждом городе и в каждом селе, их намного больше сейчас чем христианских церквей и многие строились еще до перестройки(твоя ссылочка на сайт и то показывает...)....Интересно ,где в Крыму не выделили землю под мечеть? Ты нагнетаешь обстановку ......

Leyla Qirimli: http://1k.com.ua/257/details/6/3 http://kport.info/news/crimean.php?ELEMENT_ID=2550 я как раз не нагнетаю обстановку,земля на которой хотят построить мечеть выбрана идеально(на возвышенности),и нет там никакой парковой зоны. вопрос о месторасположении мечети обсуждался не один год,и выбрали оптимальный вариант,просто власти выдумывают невероятные предлоги для отказа.

sult: Leyla Qirimli http://supernovum.ru/forum/read.php?2,130746 http://www.newparadigma.ru/engines/NPforum/read.aspx?m=270267 http://adyga.org/index.php?showtopic=1041&st=20&gopid=21453&#entry21453

sergio: Leyla Qirimli здесь речь идёт о конкретном месте, а твоё заявление прозвучало что не дают и клочка земли, ты уточняй, но не накаляй страсти.......

sult: sergio , а разве предлагают им другое место?

sergio: Землю в Крыму,тем более в Симферополе ,сейчас невозможно нормальному человеку приобрести ,даже для того что бы построить сарай(нужны бешенные деньги для взятки), дело не в национальности ,а в коррумпированости власти, которой безразлично что это ,гараж,сарай или мечеть....... ------------------------------------ Leyla Qirimli я против татар не имею ничего , но уже тошнит от навязывания на каждом углу и на каждом канале ,национальной вражды.. Это касается не только татар...Посмотри что происходит в стране .......

sult: sergio пишет: Землю в Крыму,тем более в Симферополе ,сейчас невозможно нормальному человеку приобрести ,даже для того что бы построить сарай Церковь есть в Симферополе? Есть, и не одна. В городе была древняя мечеть Кебир-Джами. Зачем разрушили? Вас ведь оскорбляет, когда европейцы относятся к русским, как к дикарям-варварам? Так и не ведите себя как варвары. Вас ведь даже не просят восстановить то, что вы разрушили! Просто добиваются разрешения восстановить самим.

sergio: sult пишет: Вас ведь даже не просят восстановить то, что вы разрушили! Реплика к тому кто разрушал ,а мы всю жизнь работали!!!! И сейчас нам некогда воевать, мы продолжаем горбатиться ,все вопросы к сраному правительству!!! Разница есть очень большая кто работает и кто "дела "творит....

sult: sergio пишет: И сейчас нам некогда воевать, мы продолжаем горбатиться ,все вопросы к сраному правительству!!! Но ведь ты же сам начал выступать в роли их адвоката?

sergio: sult пишет: Но ведь ты же сам начал выступать в роли их адвоката? Какого ещё адвоката? Я советскую власть терпеть не мог... Я сказал что меня лично уже тошнит от правительства и от расистских базаров. И поддерживать распространение национальной вражды я не имею желания. И ответил на реплику что не дают вообще и клочка земли на постройку мечети .... Сколько езжу по Крыму ,не видел столько церквей сколько мечетей...... Это мой взгляд , взгляд человека не делающего разницы в национальностях.Мне всё равно каких и сколько людей рядом....

Leyla Qirimli: Sergio,в том то и дело что вы бываете в Крыму проездом и не можете знать всей обстановки,мне нет смысла накалять обстановку,просто очень бы хотелось чтобы было равноправие. По поводу множества мечетей,мы всеми силами пытаемся восстановить существующие и строим новые.Почти в каждом микрорайоне компактного проживания кр.татар есть небольшая мечеть,но на пятничный намаз там места не хватает. Понимаете это проект Соборной мечети(единственной в Крыму)иншАллаh,нам не нужен клочок земли рядом со свалкой,мы коренной народ Крыма и хотим к себе уважение.Почему мы должны унижаться выпрашивая,они обязаны предоставить нам все условия. Вот вам пример как решаются подобные вопросы у христиан:в центре города перед Верховным Советом стоял раньше памятник солдатам ВОВ(под ним были останки этих солдатов),тут выясняется,что когда-то на этом месте был храм,и НИЧЕГО не помешало мэрии выдать разрешение на строительство и передвинуть памятник,а также финансировать этот проект из гос бюджета.

Leyla Qirimli: Sult спасибо за ссылки

sergio: Leyla Qirimli я живу в Крыму всю жизнь и прекрасно вижу всё происходящее здесь.И историю Крыма знаю не из интернета ,как некоторые здесь издающие вопли,а от людей знакомых,близких,родственников ,многие из которых, родились еще в самом начале прошлого века.Все события происходили на их глазах.А в настоящее время, в большинстве случаев преобладают амбиции а не здравый смысл.И происходит это не потому что вы татары, а потому что правительство никакое.Так обходятся со всеми кто здесь долго живёт,крымскими татарами, армянами, болгарами, греками, немцами,украинцами,русскими.... Все эти люди по праву считают Крым своим домом http://who-is-who.com.ua/bookmaket/krim/9/22.html

Leyla Qirimli: по-моему предвзятое отношение очевидно

sergio: Никакого предвзятого отношения, просто я против проявлений национализма в любой форме и спекуляций на этой почве. Разговоры о традициях о культуре, другое дело.......

Сирма войвода: Извините что не в теме... sergio Так обходятся со всеми кто здесь долго живёт,крымскими татарами, армянами, болгарами, греками, немцами,украинцами,русскими.... Можно ли скажете мне сколько болгары проживают в Крыму?

sergio: Сирма войвода........"Вконце XVIII-начале XIX века появились в Крыму предки тех, кого мы называем крымским болгарами, хотя на полуострове еще с IV века известны так называемые протоболгары, или праболгары. По-гречески <прото> - первый (приставка <пра> придает русским словам значение первичности)."........... ------------------------------------- А точнее посмотри здесь http://www.crimea.edu/crimea/etno/ethnos/bolgary/#krat и здесь http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=261 http://gazeta.sebastopol.ua/2006/10/05/bolgarskie-vstrechi/ http://news.allcrimea.net/news/2007/10/12/1192185485/ ------------------------------------------ Крымское республиканское общество болгар им. П.Хилендарского г.Симферополь бульв. Ленина 6/1

Сирма войвода: sergio Спасибо!



полная версия страницы