Форум » » «Я тебя обожаю…». Разговор за кадром » Ответить

«Я тебя обожаю…». Разговор за кадром

Abrek: В марте со Ставрополья стартовал российский прокат нового фильма режиссера Хусейна Эркенова «Я тебя обожаю…». Это пронзительная история жизни, в которой любовь уживается с ненавистью, монотонный ритм хлебного конвейера — со страстью ритмов фламенко, где дети рождаются уже взрослыми, а строгие матери похожи на маленьких, растерянных девочек. Это яркий вызов шаблонам и коммерческим штампам, который по праву можно отнести к категории «нового российского кино». Так заявили о фильме авторы и продюсеры. В начале февраля в министерстве культуры Ставропольского края прошла пресс-конференция Хусейна Эркенова, на которой прессе были представлены и фильм и его создатель — автор сценария, режиссер-постановщик и продюсер в одном лице. Хусейн Эркенов стал известен массовому зрителю в конце 80-х по своей дипломной работе «Колька». Этот короткометражный фильм выпускника ВГИКа увенчался колоссальным успехом и был награжден сразу несколькими призами на различных кинофестивалях. Далее имя режиссера прогремело после выхода на экран в 1989 году фильма «Сто дней до приказа», который в одночасье стал запрещенным бестселлером, но собирал невероятные по тем временам кассовые сборы по кинотеатрам СНГ. Картина также прошла по крупнейшим кинофестивалям, включая Берлин и Торонто, Роттердам и Римини. Затем Хусейн Эркенов снял фильм «Холод» по собственному сценарию и получил за него приз «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в Чехословакии. После фильма «Не стреляйте в пассажира» он работал в качестве режиссера на НТВ в программе «Куклы». Открывая пресс-конференцию, заместитель министра культуры Ставропольского края Наталья Заиченко призналась: «Мы не смогли посмотреть весь фильм, но, когда готовились к пресс-конференции, по фрагментам для показа увидели, что этот фильм действительно «без прикрас». Мы так устали от фильмов, которые называются «кассовыми». А здесь я не могла смотреть даже фрагменты без слез на глазах». Итак, сначала… О фильме Фильм «Я тебя обожаю…» — это низкий поклон выросших, взрослых детей своим родителям. Он о том хорошем, что было в прошлом и что нужно бы сохранить сегодня, и отчасти о том, от чего сегодня нужно отказаться и родителям и детям. Такая, я бы сказал, социальная мелодрама, чуть-чуть трагикомедия, чуть-чуть комедия, достаточно емкий по жанру фильм. Серьезный разговор о том, как нам быть завтра, как нам жить завтра и как мы должны сегодня приспосабливаться и существовать в этом мире, чтобы сохранить наше завтра. Это, конечно же, фильм для сегодняшних зрителей. Мы его уже показывали в рамках творческой программы кинофестиваля «Кинотавр», и он вызвал хорошую реакцию зала, а ведь вы знаете: сегодняшняя аудитория кинотеатров — это в основном молодежь. Полфильма они смеялись — там есть над чем посмеяться, тем более что многое из прошлого времени у сегодняшней молодежи вызывает улыбку, а полфильма сопереживали героям. Я бы сказал так: у нас в фильме не разбивают машины, но разбивают сердца. Нет зрелищных спецэффектов, но есть устремленность в души зрителей. Для взрослых — это взгляд на свои ошибки, для молодежи — взгляд на трудности родителей, на то, как они жили. Здесь много того, чего родители не рассказывают. С другой стороны, взрослые узнают очень много о своих детях. Большую часть финансирования проекта взяло на себя Министерство культуры России, Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Частично вложили средства инвестиционная компания «Стипл-чез», ростовское ОАО «Донской табак», ООО «Мир прессы». Проект также представляет кинокомпания «Скрин и К». Это достаточно адресное кино. Я пятнадцать лет занимаюсь профессиональным кино, но иногда, когда смотрю фильм вместе с детьми, мне бывает стыдно перед ними. Приходится выключать телевизор или отворачиваться. Наше кино можно смотреть всей семьей, и никому не будет стыдно друг перед другом. А для меня очень важно, чтобы мне не было стыдно перед моими детьми за то, чем я занимаюсь. Говорят: за этот фильм вы достойны памятника от всех женщин. Не знаю, это ведь женщинам решать, фильм именно им посвящен. И отчасти это еще разговор с государством о том, что надо думать о наших женщинах, о многодетных семьях. Сейчас на те пособия, что им выплачивают, даже пачку сигарет не купишь, я уж не говорю о том, чтобы прокормить и поставить на ноги детей. Есть еще один очень важный момент. В Карачаево-Черкесии, откуда я родом, отказаться от детей — за гранью понимания: даже если какая-то беда случится, то детей забирают родственники. Но ведь нередко происходит и иначе. Я, наверное, буду не прав, если скажу, что матери делают такое совершенно равнодушно: мы ведь не знаем, что творится в душе у женщины в момент, когда она сдает ребенка в детдом или выбрасывает его на помойку. Но ведь от колоссального количества детей просто отказываются. А моя героиня не отказалась, хотя жизнь ее была несладкой. И правильно сделала, потому что дети — самое дорогое. Личное счастье тоже важно, но когда его променяют на благополучие своих детей, то выясняется, что это возвращается, как бумеранг. В общем, женщины посмотрят и решат, побить меня или памятник поставить. Об актерах Главную роль в картине сыграла молодая актриса Ольга Березкина. Это ее первая главная роль в большом кино. До этой работы киноманы могли ее видеть в роли второго плана в фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину», где она блестяще и очень органично сыграла постоянно влюбляющегося военного врача и, как следствие, мать-одиночку с двумя детьми. Здесь ей также досталась роль матери, но уже троих детей, которая схоронила двоих мужей. Она была любима мужчинами, но своих сыновей любила больше всего на свете и делала все, как ее казалось, чтобы поставить их на ноги. Но однажды мир и любовь в семье закончились крахом — узрев в кармане одного из двоих старших пачку сигарет, мать заставила их всю ее выкурить, а вдобавок и ремнем отхлестала. Она думала, что это навсегда отвратит подростков от пагубной привычки. Но старший, Саня, не позволил матери унижать свое достоинство и ушел из дома на долгие двадцать лет. Ольга Березкина — восходящая звезда. Задача у нее была очень непростая, потому что она женщина очень молодая, а ей пришлось играть три возраста: картина охватывает огромный период. Но, на мой взгляд, Ольга прекрасно справилась. Очень смешно, как мы нашли общий язык с Еленой Драпеко. Она сейчас депутат Госдумы, а в фильме играет одну из ярких ролей — многодетную мать, у которой тринадцать детей, а муж — подполковник, думающий о лучшей жизни за бутылочкой спиртного. Я очень хотел снимать Елену, но, как мне казалось, она не соответствовала по комплекции моим представлениям о многодетной матери. Я ее попросил: «Елена, вам надо поправиться на восемь килограммов, и тогда мы ударим по рукам». Она на меня посмотрела и говорит: «Ты с ума сошел — восемь килограммов?!» Попросила всех из съемочной группы выйти, сняла верхнюю одежду, и я убедился, что ошибался: женщины, как никто, умеют, когда надо, спрятать недостатки и подчеркнуть достоинства. Так я заполучил в картину замечательную актрису и замечательного человека Елену Григорьевну Драпеко. Главного героя, Александра, играет Ярослав Бойко. По фильму, за двадцать лет мальчик, который ушел из дома, вырос и добился успеха, создав в Москве детский театр. Его женщина — танцовщица фламенко. Собраны деньги на квартиру, жизнь обещает наладиться. Но все меняет телефонный звонок матери, оказавшейся на улице по вине одного из братьев. Александр все бросает и едет к той, кого, несмотря на все, обожает… Меня спрашивают, как я заполучил такого харизматичного актера, как Ярослав Бойко. Я отвечаю: «У меня профессия такая — заполучать того, кого мне надо для работы». Актеры ведь соскучились по серьезным, настоящим работам. С одной стороны, они сейчас снимаются в колоссальном количестве сериалов. Доходит до того, что в одних и тех же костюмах, в одних и тех же офисах снимается невероятное количество «мыла». А душа-то хочет другого: окунуться в серьезную работу и проявить себя как настоящего актера. Ярослав Бойко — настоящий, сильный актер. В этом фильме играют два актера из театра Табакова: Ярослав Бойко и Ольга Блок-Миримская, народная артистка России, получившая это звание буквально в декабре. Это ведущие актеры театра Табакова, известного если не на весь мир, то на всю Европу точно. Мы с ними остались большими друзьями, и мы довольны работой. Не все решают деньги, по крайней мере, в России. Да и за границей реализуется колоссальное количество проектов, где очень дорогие актеры соглашаются играть за скромные деньги просто потому, что работа для них интересна. Жизнь у всех невероятно длинная, но это иллюзия: в конце оказывается, что она коротка, и хочется оставить после себя потомкам что-то настоящее. О критиках и российском кино Критики зачастую выплескивают в публику свою нереализованность, неудовлетворенность собственной жизнью. И многое из того, что сейчас читают в Интернете, ошибочно. Очень важно, прежде чем садиться о чем-то писать, серьезно об этом подумать. А у нас, к сожалению, жизнь так устроена, что люди думают все меньше: нет времени. Поменьше читайте критику. Ведущие отечественные критики приняли фильм очень хорошо и поставили картину в ряд серьезных работ мирового кинопроцесса. Он прошел все отборочные туры венецианского кинофестиваля. Российский фестиваль «Кинотавр», который пройдет в июне в Сочи, уже пригласил картину «Я тебя обожаю…» в конкурс. И потом, все, что касается ретро, это ведь только часть фильма. В России очень много замечательнейшего кино, вас и нас просто оболванивает телевидение, потому что людям не показывают то, что сегодня снимают в России. А ведь российские фильмы получают достойные награды на международных кинофестивалях и, самое смешное — идут в зарубежном прокате. Отечественное кино — в очень хорошей форме. Появляются фильмы с колоссальным бюджетом, и это хорошо, что наш отечественный бизнес понимает, что кино — очень прибыльное дело. Кино должно быть разным. Красота цветущего поля в том, что там очень много цветов, от самых невзрачных до прекрасных полевых ромашек и алых маков. Кино — часть огромного культурного пространства. Думаю, что болезнь жадности и алчности телевизионных магнатов, которые, и это понятно, служат рекламодателю, со временем пройдет. Но ведь рекламодателя надо тоже воспитывать. И я думаю, налогоплательщик созреет к тому, что и телевизионщики будут воспитывать рекламодателя, потому что нельзя думать только о заработках, хотя они, безусловно, важны. Надо учиться зарабатывать иначе. Если б вы знали, как актеры мучаются от бесконечной стрельбы в сериалах про бандитов. Посмотришь наше телевидение, и складывается впечатление, что мы живем в мире бандитов и уголовников. А мир не таков, он прекрасен. Согласитесь, ведь если бы плохого было больше, мир уже бы рухнул: плохое ведь агрессивнее, оно сильнее. Так что с нашим кино все в порядке. О себе У меня мать — славянских кровей, полька, а отец — карачаевец. Они познакомились в ссылке в Казахстане, и я родился в ссылке. Когда они развелись, я какое-то время пожил с матерью, а потом приехал, нашел отца. Захотел найти и нашел. По линии матери нас три брата. Я не занимаюсь экранизацией своей биографии, но какие-то отзвуки присутствуют, и фильм «Я тебя обожаю…» — это не буквальная, но все-таки параллель. Я работал сначала в студотрядах, потом на нефтевышках, на почте, проводником на железной дороге… Где только не работал, и все это до двадцати лет. Мне нужно было как-то жить, помогать себе, родителям. А потом, я хотел увидеть мир, мне было скучно сидеть дома. В то же время я все свое детство провел в самодеятельных театрах. И режиссером, конечно, стал не сразу. Сначала окончил Львовское музыкальное училище, работал директором Дома культуры в Карачаево-Черкесии и лишь потом поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Жену я украл… Если б мне кто-то до этого сказал бы, что я украду девушку, я бы только посмеялся. А тут увидел девушку, карачаевку, она мне безумно понравилась, что называется — любовь с первого взгляда. Влюбился так, что даже говорить не мог. Вот уже 15 лет прожили вместе. У нас две дочери: одной — 14 лет, другой — 3 года. Я решил сделать премьеру фильма в Ставропольском крае, который считаю своей родиной, ведь когда я жил в Карачаево-Черкесии, она была частью Ставрополья. Мне очень интересно, как мой зритель отнесется к картине, возникнет ли у меня с ним диалог. Я много путешествую, и чем больше ездишь, тем более весомым и содержательным становится понятие Родины. Например, в Германии я не смог бы жить: очень постная страна. То, что я и художник по костюмам, и сценарист, и режиссер фильма «Я тебя обожаю…», — не от хорошей жизни. Во время работы над этой картиной мне пришлось выгнать тридцать человек, потому что они делали не то, что надо. Работать с людьми — это всегда интересно и несложно, если ты понимаешь, что они — профессионалы. Но когда сталкиваешься с теми, кто делает вид, что знает работу, приходится поступать жестко. В программу «Куклы» я попал очень просто. В 90-е годы картины практически не снимались, в кино был настоящий хаос. Шла президентская кампания, развлекали молодежь. А так как изначально все кино в Советском Союзе финансировалось государством, начались трудные времена. Отечественный бизнес не был тогда готов к финансированию кинематографа, ведь это один из самых дорогостоящих бизнесов, а государство этого не могло себе позволить. Мне предлагали снимать сериалы, были и другие проекты. Но друзья предложили мне поработать на «Куклах», и я из худших зол выбрал самое наименьшее. Ну и получил удовольствие в определенном смысле. Это школа. Профессию, говорят, не пропьешь, но все равно время от времени нужен тренинг. Сейчас у меня много планов. Уже заключен контракт на новый проект, но о нем пока — ни слова, чтоб не сглазить… Анна Химова http://www.blago-mh.ru

Ответов - 0



полная версия страницы