Форум » Наши люди в прошлом и настоящем | Бизни адамларыбыз ёмюрледе » Малый народ в большом Парламенте » Ответить

Малый народ в большом Парламенте

Abrek: В Казахстане только-только завершились выборы в мажилис парламента. Причем впервые в истории в состав нижней палаты были избраны девять депутатов от Ассамблеи народа Казахстана. И очень большой неожиданностью явилось вхождение в их число представительницы одного из самых малочисленных в Казахстане этносов балкарки Людмилы Хочиевой Лилия Маньшина Алматы Балкарцев на территории Казахстана совсем мало – около трех тысяч человек. Поэтому неудивительно, что некоторые журналисты даже ошибочно называли г-жу Хочиеву болгаркой. Ведь остальные депутаты от АНК представляют достаточно крупные по численности и широко известные этнические группы – казахов, русских, украинцев, белорусов, немцев, корейцев, уйгуров, узбеков. Может, конечно, немного обидно азербайджанцам, армянам, курдам, туркам-месхетинцам, чеченцам – их ведь намного больше проживает в нашей стране, чем балкарцев, но тем не менее наряду с представителями многочисленных для республики общин в парламенте будет заседать депутат одной из самых маленьких этнических групп. Что, естественно, вызывает повышенный интерес к этому народу. Как и многие другие народы с Кавказа, балкарцы были высланы в Казахстан в 1944 году в ходе печально известных сталинских репрессий. После восстановления Кабардино-Балкарской АССР в 1957 году основная масса балкарцев возвратилась на родину. Но в Казахстане и Киргизии некоторые предпочли все же задержаться – сейчас балкарцев в этом регионе свыше пяти тысяч, и, как показывает практика, мало кто из оставшихся собирается покидать места, которые стали им родными. На территории современного Казахстана балкарцы проживают в основном в Алматы и Алматинской области – в поселках Энергетический, Жандосов, селе Чемолган. Руководитель молодежного сектора карачаево-балкарского НКЦ Хусейн Гекиев достаточно сентиментален в оценках судьбы своей диаспоры в Казахстане: «Мы – казахстанские балкарцы поддерживаем тесную связь с балкарской общиной Кыргызстана, а также непосредственно с Кабардино-Балкарской республикой, где находится наша историческая родина. Тем не менее те балкарцы, которые здесь живут, не собираются уезжать из Казахстана. Здесь нам очень хорошо, особенно в Алматы и его окрестностях, ведь тут такая чудесная природа, а самое главное горы – горы как на Кавказе». Вообще балкарцы народ небольшой – их и в самой Российской Федерации, где находится Кабардино-Балкарская республика, проживает всего 78,3 тысячи человек. В этнических корнях этого народа имеются ираноязычные аланы, кубанские болгары и кипчаки. По одной версии, некогда расположенная на Кубани Великая Болгария под руководством хана Кубрата под давлением хазар раскололась на три части. Одна под командованием его сына хана Аспаруха отправилась на Дунай, где произошло их объединение с местными славянскими племенами. В результате появились современные болгары. Другая откочевала на Волгу, где стала известна под именем Волжской Булгарии, а затем булгары стали известны как современные казанские татары. Третья же часть тех исторических болгар осталась на Кубани под властью хазар, но отступила в горы. Так что журналисты, записавшие Людмилу Хочиеву болгаркой, были в какой-то степени правы. Как правы и сами балкарцы, считающие казахов близким себе народом – степные корни есть у обоих этносов, да и язык очень уж похожий – к кипчакской группе тюркской языковой семьи принадлежит. Хотя, по словам Хочиевой, казахский язык все же богаче. Объединяют казахов и балкарцев и религиозные воззрения – и те и другие являются мусульманами-суннитами. Среди казахстанских балкарцев очень высок процент людей с высшим образованием. Многие из них, работающие в сфере культуры, спорта, науки и здравоохранения, – достаточно известные в своих кругах профессионалы. Например, хирург Арюжан Гулиева, поэтесса Байханат Забакова, преподаватель, практически уже доктор физико-математических наук Лейла Хаджиева, художник Шамиль Гулиев и многие другие. Немного подробнее хотелось бы остановиться и на личности нового депутата. Людмила Хисаевна Хочиева родилась в 1959 году, по образованию – юрист, но большую часть своей жизни посвятила сохранению культуры и традиций своего народа, воспитанию подрастающих поколений балкарцев в духе законов предков. С самого начала основания Ассамблеи народа является ее членом, входит в состав Совета АНК. В 1996 году Людмила Хочиева создала и возглавила объединенный карачаево-балкарский национально-культурный центр «Минги-тау», являясь его председателем и по сей день. При центре функционируют воскресные школы по обучению детей и молодежи языку и традициям балкарского народа, а также танцевальный ансамбль с одноименным названием, хореографические постановки которого – дело рук самой Людмилы Хочиевой. Творческая, немного, может быть, аполитичная, искренне преданная своему народу и влюбленная в Казахстан, Людмила Хочиева избрана Ассамблеей в мажилис на удивление всем и неожиданно для самой себя. И собирается, по ее словам, отстаивать на парламентской трибуне интересы не только балкарцев, но и всех казахстанцев. Людмила Хочиева – председатель карачаево-балкарского национально-культурного центра «Минги-тау» Исторически так заведено, что, мы, балкарцы, очень трудолюбивый, мирный и спокойный народ. К любому делу подходим философски, с оглядкой. Это в нас заложено издревле. Мы неукоснительно живем в соответствии с неписаным «законом гор»: все, что ни делаем – делаем оглядываясь, чтобы не было стыдно за свои поступки ни нам, ни нашим родителям, ни потомкам. Когда мы приехали сюда, то нас очень тепло принял казахский народ. Мы встретили здесь понимание, радушие и искреннюю дружбу. Казахи нам очень близки – у нас похожий язык и общие корни, традиции, жизненные принципы. Поэтому нам с самого начала было комфортно и легко на казахской земле, мы сразу почувствовали себя членами одной дружной семьи казахстанцев. В Казахстане мы живем как равные среди равных, без разделения на своих и чужих. Судьба, которая исторически соединила казахстанцев, была у каждого народа своя, где-то тяжелая, где-то печальная. Ведь начиналось все с самого плохого – насильственного переселения народов на огромные расстояния от родной земли. И спустя годы, я могу судить о том, что в Казахстане мы обрели утраченную из-за депортации родину. Вообще в Казахстане есть много возможностей для любого человека, независимо от этнической принадлежности раскрыть свои таланты, проявить себя, жить достойно. На казахской земле переплелись обычаи, обряды и культуры многих народов. Всех нас объединяет дружба, любовь к родной земле, общие корни и традиции. Нет больше в мире подобной модели межэтнических взаимоотношений. Наш президент всегда на первое место ставит единство и согласие всех проживающих здесь народностей. В зыбкие для многих постсоветских государств годы, мы шли по пути мира и дружбы, веры и согласия. И это, безусловно, благодаря Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Избрание депутатом мажилиса парламента от Ассамблеи народа Казахстана явилось для меня и всех балкарцев Казахстана неожиданностью. С одной стороны, это огромное доверие мне и моему народу со стороны президента, с другой – высокая ответственность. Но раз доверили, я буду с честью представлять в нижней палате не только свой этнос, но и весь народ Казахстана. Как, впрочем, и все остальные депутаты от АНК в парламенте. Депутатская квота для представителей АНК – есть показатель очень высокой оценки работе Ассамблеи по развитию взаимопонимания, толерантности и стабильности во взаимоотношениях людей многонационального Казахстана. Мы все это время, с момента основания АНК, были по сути дела связующим звеном между властью и народом. http://www.continent.kz/2007/18/9.htm

Ответов - 0



полная версия страницы