Форум » Религия | Дин » Джума-намаз. صلاة الجمعة » Ответить

Джума-намаз. صلاة الجمعة

Феечка: «О, верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это — наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Св. Коран, 62:9)

Ответов - 8

Феечка: Ислам устанавливает еженедельную пятничную коллективную молитву (Джум'а намаз), совершаемую пополудни в мечети. Эти молитвы строго обязательны для мужчин-мусульман. Пропустить их три раза подряд без уважительной причины считается отлучением от Ислама. Пятничное моление не является обязательным для женщин, но они могут по собственной воле прийти в мечеть. Если домашние дела удерживают женщину дома, то она должна совершить молитву самостоятельно. Пятничное коллективное моление состоит из проповеди по какому-либо вопросу веры или жизни мусульман и собственно намаза. Имам информирует мусульман о событиях прошедшей недели, которые волнуют общину. Пятница является днем обязательного коллективного поклонения. Работа и деловые операции разрешены до и после совершения полуденного намаза. После проповеди полагается совершить два рака'ата намаза. Пятничный намаз наряду с условиями обычного намаза имеет две группы дополнительных правил. Это вуджуб (условия, при которых выполнение пятничного намаза становится обязательным) и сыххат (условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза). Условия, при которых выполнение пятничного намаза становится обязательным: Если молящийся является мужчиной (не женщиной или гермафродитом) Если молящийся является свободным человеком (не пленным или заключенным) Если молящийся является мукыймом (постоянно живущим в этой местности, не путником) Если молящийся является здоровым (не больным в той степени, чтобы нельзя было пойти на совместный намаз) Если молящийся является зрячим (не слепым) Если молящийся имеет здоровые ноги (не парализован) Если отсутствуют другие серьезные причины, не позволяющие участвовать в пятничном намазе. Такими препятствиями для участия в совместных намазах могут быть: угроза нападения врага, сильный дождь, грязь, слякоть и т.п. Условия, без соблюдения которых пятничный намаз не может считаться действительным: Проведение пятничного намаза в городах и крупных населенных пунктах (в том числе в селениях, где это разрешено) Проведение пятничного намаза правителем или его представителями (в исламском государстве) Совершение намаза во время обычного полуденного намаза Совершение хутбы (проповеди) перед джама'атом (общиной мусульман) Присутствие не менее трех человек, кроме имама (по мазхабу имама Абу Ханифы требуется присутствие не менее сорока человек) Общедоступность места совершения пятничного намаза. Выражение намерения совершить пятничный намаз Перед совершением первых четырех рака'атов следует выразить намерение (ният) для совершения первого сунната пятничного намаза. Последующие два рака'ата, выполняемые во главе с имамом, являются фардом (обязательной частью) пятничного намаза. Исполняемые после этого четыре рака'ата - последние суннаты пятничного намаза. Совершаемые по адату после этого еще четыре рака'ата именуются "зухр ахир". Намерение совершить четыре рака'ата следует выразить следующими словами, произнесенными про себя: "Намереваюсь исполнить являющийся для меня фардом, но еще не исполненный мной фард последнего полуденного намаза". Когда намерение выражается в указанной форме, то, если пятничный намаз по каким-то причинам не будет засчитан, считается, что совершен хотя бы полуденный намаз. Если же пятничный намаз проведен правильно и засчитан, "зухр-ахир" зачтется как самый последний пропущенный (каза) полуденный намаз. Выражение намерения совершить два рака'ата, исполняемые после "зухр-ахир", формулируется как намерение совершить суннат намаза данного времени. Если эти десять рака'атов, следующих за фардом намаза джума, не будут совершены и из-за каких-либо упущений в исполнении обязательных условий намаз джума не будет засчитан, то подлежащим возмещению (каза), окажется и полуденный намаз, совершаемый в этот день. Поэтому ни в коем случае не следует отказываться от исполнения (после фарда) этих десяти рака'атов.

Феечка: Пророк Мухаммад отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница — это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения», а также сказал: «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом».

Феечка: Наша религия придает большое значение чтению намаза джамаа-том (коллективно) При чтении коллективного намаза мусульмане больше сближаются друг с другом. Незнающий пользуется знаниями других, приобретая хорошие привычки и со временем оставляя вредные. Пребывание в джамаате улучшает взаимоотношения" любовь, чувства братства и взаимопомощи мусульман усиливаются. Саваб33 за коллективный намаз мусульман, стоящих в ряд больше сауаба за индивиду'альный намаз. Наш Пророк Мухаммад ® так сказал об этом:"Саваб коллективного намаза больше, чем за одиночный намаз в 27 раз"; "Тот, кто читал коллективный намаз Апь-Иша, как бы читал намаз полночи, а тот, кто читал коллективно утренний намаз, как бы читал намаз всю ночь"; "Тот, кто, хорошо очистившись (совершив омовение), идет в мечеть для выполнения одного из предписаний Аллаха, одним шагом стирает грехи, а другим - увеличивает степень богобоязненности". Фард-намазы можно читать также и индивиду'ально. Однако, коллективный намаз считается сунной муаккадой. Посещение мечети играет большую роль для сохранения единства общины, есть также в этом много духовной пользы. Намазы нафиль не читаются коллективно, кроме намаза Ат-Тарауих, который читается как коллективно, так и индивиду'ально. Намаз Аль-Витр, являющийся уаджибом. в месяце Рамадан читается коллективно. Не читают индивиду'ально Апь-Джума и праздничные намазы, они выполняются только коллективно. Порядок совершения коллективного намаза Тот, кто собирается читать за имамом коллективный намаз, делает намерение о совершении намаза и о следовании за имамом. Молящийся должен строго выполнять все действия (Ткабир, руку', суджуд, сидение между суджудами, "салям") за имамом, не опережая его и не опаздывая.

Феечка: Размышления женщины по поводу проведения Джума – намаза Ясмин Могахед 18 марта 2005 Амина Вадуд провела первый джума-намаз (пятничную коллективную молитву), ведомую женщиной (Амина Вадуд выступила в роли Имама ) (США). В этот день женщины сделали огромный шаг к тому, чтобы быть похожим на мужчин. Но разве это приблизило нас к реализации «освобождения», свободы, данной Всевышним? Я не думаю. Что мы часто забываем, так это то, что Аллах удостоил женщину, наделив ее ее собственными ценностями по сравнению с мужчиной. Однако западные феминистки стирают это с поля зрения, не оставляя никакого другого образца для подражания кроме образа мужчины. В результате феминизму на Западе ничего не остается кроме как выискивать женские достоинства в мужском образе. И это, несомненно, огромное заблуждение – признать, что мужчина является стандартом и образцом (для подражания). И таким образом женщина никогда не сможет стать «полноценным» человеком, пока она не станет точно такой же как «человек – образец» т.е. мужчина. Когда мужчина коротко подстриг свои волосы, женщина захотела уподобиться ему (несмотря на то, что ей пришлось добровольно расстаться со своим женским богатством – длинными красивыми волосами). Когда мужчина пошел в армию, она изъявила желание тоже присоединиться к армии. А когда мужчина вел молитву, она вдруг тоже решила, что и ей пора вести намаз. Женщина захотела делать все вышеперечисленное лишь по той простой причине, что это делал мужчина. Она думает, что все, что мужчина имеет и все то, что он делает, - лучше. И, соответственно, все то, что является чисто женским – хуже. Быть эмоциональной – оскорбительно, быть полноценной матерью, сидящей дома – унизительно. А в «битвах» между стоической рациональностью (что считается чисто мужским атрибутом) и мягкосердечностью (милосердием) (что более свойственно женщинам) почему-то рациональность завоевывает первое место. Мусульманской женщине вовсе нет нужды деградировать таким образом. У нее есть свой собственный стандарт, которым ее наделил Творец. Это дает ей свою значимость и ценность, и ей не надо искать (и пытаться перенять) этого у мужчин. В течение 1.400 лет ученые всегда были единодушны в том, что именно мужчина должен возглавлять коллективный намаз (молитву). И, как и подобает мусульманской женщине, меня это не должно каким-то образом задевать или, тем более, унижать. Тот факт, что человек возглавляет молитву вовсе не делает его духовно выше. И что-то, что бы ни было, вовсе не становится лучшим, только потому что это выполняется мужчиной. Аналогично, возглавлять молитву вовсе не является лучшим, чем совершать ее за лидером (Имамом). Было бы это женской ролью или было бы это более духовным – почему же тогда наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему) не просил Аишу, Хадиджу или Фатиму – величайших женщин в Исламе (да будет доволен ими Аллах) – возглавлять молитву? Всевышний возвеличил и мужчин и женщин именно в их отличии, уникальности, а не в их сходстве. И все же, несмотря на это, мы (точнее, многие из нас) посмотрели на мужчин, возглавляющих намаз –и, вдруг впервые за 1.400 лет решили, что это «несправедливо.» И 18 марта 2005, некоторые из мусульманских женщин сделали ту же самую ошибку. Мы забыли, что Всевышний не наделил ведущего намаз какими-то особыми привилегиями. Для Аллаха имам (ведущий молитву) ничуть не выше (духовно лучше) чем тот, кто совершает молитву за ним. С другой же стороны, только женщина может быть матерью . И Аллах дал матери особые великие привилегии. Пророк (мир ему) сказал, что «Рай находится у ног матерей.» Но что бы мужчины не предприняли, им не удастся стать матерью. Так почему же тогда это не считается «несправедливостью?» Когда у Пророка (мир ему) спросили, «Кто больше всех заслуживает нашего доброго заботливого отношения?» Пророк (мир ему) ответил «Ваша мать.» Причем он (мир ему) повторил это целых 3 раза (!) до того, как добавил «отец» всего 1 раз. Разве это не говорит о величии материнской роли? И как бы мужчина не старался, он не сможет заполучить статус матери! Однако, увы, хотя Аллах щедро наделил нас уникально женскими ценностями, мы, несмотря на это, слишком заняты, чтобы обнаружить свой ценный статус, по сравнению с мужским. Куда там – мы этого не только не ценим, но даже просто не замечаем! Мы никогда не перестаем экзаменовать свои возможности, как бы взвешивая и самим решая, что же «лучше для нас». И, как результат, мы добровольно отказываемся от того что для нас выше и лучше, - лишь бы быть похожим на мужчин. 50 лет назад мы "вдруг" увидели, как мужчины покидают дом, уходя на работу на фабрики и заводы. Тогда мы были полноценными мамами, сидели дома и воспитывали детей. Но, увидев, что делают мужчины, мы вдруг тоже захотели делать то же самое. Нам сказали, что это «женское освобождение» - прекратить самим воспитывать человеческое существо (детей) для того, чтобы получить возможность работать на машине (управлять станком и т.п.) Мы поверили и охотно приняли такую идею, что работать на фабрике или заводе выше (престижнее, ценнее) чем заниматься воспитанием подрастающего поколения – «будущего» нашего общества – лишь потому, что так делает мужчина. И хотя конечно здесь нет ничего плохого в том, что женщина делает карьеру, однако скоро мы осознали, что наши дети стали для нас как бы «чужие». Как ни странно это покажется, но в настоящий момент именно на Западе женщины осознали те привилегии, от которых они сами отказывались. И теперь они – добровольно (!) – предпочитают сидеть дома растить детей. У Западных женщин этот эксперимент («освобождения») занял почти столетие – эксперимент, чтобы в конце-концов осознать и оценить те привилегии, которые были даны мусульманской женщине более чем 1.400 лет назад. Быть женщиной – это привилегия, дарованная мне Всевышним. И я только деградирую, если стану пытаться стать кем-нибудь, кем я по своей природе не являюсь. И, более того, скажу со всей искренностью – кем я не хочу быть: мужчиной! Как женщины, мы никогда не достигнем истинного «освобождения» пока не перестанем пытаться копировать мужчин. И пока не научимся по-настоящему оценить красоту в нашем собственном, данным Богом, отличии (от мужчин). И, по серьезному вдумавшись, я с полной искренностью признаюсь, что если мне придется сделать выбор между рациональной справедливостью и милосердием, то я, ни на секунду не колеблясь, выберу милосердие. И, если же мне предстоит выбирать между Раем у моих ног и возможностью стать лидером – я выберу Рай! Перевод с англ. и редактирование Л. Адам

Феечка: Захотелось открыть эту тему после того как сама побыла на Джуме, передать свои ощущение словами просто не возможно,... подружка которая со мной была, она не умеет делать намаз, просто повторяла за мной движения, сказала что терь по-другому стала смотреть на многие вещи… само пребывание в мечети наполняет душу такой негой, теплом, во время хутбы я чувствую как тяжелеет мое сердце, ощущаю как по жилам бежит кровь, мелкая дрожь пробивает все тело…. короче это надо почувствовать, думаю те кто ходят на Джуму тем знакомы мои ощущения,…. может это бывает у тех кт пришел туда впервые не знаю, я пока бала только 2 раза, решила ходить туда каждую пятницу во время поста, а может и после, если будет угодно Аллаху… самое приятное что желающих пойти на Джуму становиться все больше в следующую пятницу пойдем 6 девочек из нас только 3 умеют делать намаз, остальные не умеют но очень хотят научиться, а пока вот учат намаз посещают мечеть….

mur: Говорят, что кто хочет научиться делать намаз очень удобно начинать с "джума намаза".

sarykyrgyz: mur: Говорят, что кто хочет научиться делать намаз очень удобно начинать с "джума намаза". Воистину это так! Джума намаз имеет большую силу, которая подкрепляет нашу веру и намерения следованию ее предписаниям ( в т.ч. и творение пятикратного намаза). Сам замечал. Когда читаю сюнёт намаз, дома, в голову лезут всякие разные мысли ( авто, картошка на поле, скотина, учеба) да простит меня Аллах. А вот когда читаю фарз намаз, и особенно когда с иммамом. Ниочем, кроме страха перед Всевышним и его величии не думаешь. Вот вчем сила джума намаза.

мусульманка: да



полная версия страницы