Форум » Литература и Искусство | Адабият бла Санагъат » Мифология » Ответить

Мифология

Аджарский: Карлики и великаны Карачаевцы Духи-хозяева. Эти духи тоже не имеют ясного облика и отдельных имен, их именуют просто жер-иеси (хозяин-места) или суу-иеси (хозяин воды). У каждой местности, и у каждой реки, озера и т. д., были свои духи - хозяева, которых нужно было задобрить. Поэтому им приносили жертвы - поливали землю мясным бульоном, кровью овцы, клали мясо на видном месте. Суу иеси, кроме того, именовались еще сууердинами. Верили, что они могут навредить человеку, но могут и помочь. Под землей, по верованиям балкарцев и карачаевцев, жили еще и жеки - малорослые, но сильные и умные карлики. Летом они выходили на поверхность, жили в корнях деревьев. Верили предки и в домовых - юй иеси. Считалось что у каждого дома есть свой дух-хозяин, живущий в кладовой, в пристройке, хлеву. Этим духам полагалось оставлять на ночь еду, иначе обиженный домовой мог задушить ребенка в колыбели. До принятия мусульманства, каждая балкарская и карачаевская семья имела своего домашнего божка, изображение которого в образе коня, собаки, барана, быка и т. п., вырезанное из дерева, устанавливали в центре дома или возле очага. Небольшие изваяния идолов устанавливались на центральном опорном столбе дома. Главный идол назывался Деуер ("Могучий муж"). Адыги Испы, в нартском эпосе адыгов карликовое племя. Вели свое происхождение от Нашгушидзы. Испы обладали громадной физической силой, большим умом, отличались смелостью, мужеством, свободолюбием. Вместо верховых лошадей у испов - зайцы, в качестве рабочих у них - иныжи. Возглавляемые Белобородым, они жили в горах, в маленьких каменных домах, имели крепости. Подобно нартам, испы занимались охотой, земледелием, скотоводством. Между испами и нартами происходили эпизодические стычки. Но часто они вступали в дружеские отношения. Нарты учились у испов производству серпов. На девушке из племени испов женился нарт Химиш. Но Химиш нарушил обещание не упрекать ее в маленьком росте, и она возвратилась к испам. Родив Батраза она не стала сама его воспитывать, а вернула нартам, ни разу не покормив его своим молоком. Когда испы вымерли, зайцы остались в путах, отчего и теперь по большей части они прыгают. Маленькие каменные сооружения, встречающиеся в горах Центрального Кавказа, местные жители именуют испуанами - домами испов. Иныжи, в адыгских мифах великаны, полулюди-полуживотные с одной или многими головами, с одним или несколькими глазами. Они обитают в пещерах, горах, в крепости. В центре многих сюжетов нартского эпоса - борьба героя с иныжами. В сказании о нарте Сосруко один из иныжей, обладающий незаурядной физической силой и магическим мечом, похищает у нартов огонь. Сосруко удается одолеть иныжа и вернуть огонь нартам. К числу героев побеждающих иныжей, относятся "маленький плешивец" Куйцык и Хагур, ослепивший иныжа в его пещере и выбравшийся из нее, уцепившись за густую шерсть барана. Согласно некоторым мифам, иныжи используются в качестве рабочей силы карликовым племенем испы. Абхазы Ацаны - у абхазов люди-карлики, первые обитатели Абхазии. Они были столь малы ростом, что не были видны в высокой траве, взбирались на папоротники, как на деревья, и рубили их листья, как сучья. Ацаны обладали большой физической силой. Ацаны были скотоводами и охотниками. Жили они во времена, когда на земле стояло вечное теплое лето, не было ни смерти, ни рождения, ни холода, ни голода, ни болезней. Но бог, разгневавшись на них из-за нечестного к нему отношения, покрыл землю ацанов ватным снегом и бросил в него огонь: ацаны погибли в пламени. Согласно поверьям, каменные сооружения четырехугольной или округлой формы в горах Абхазии построены ацанами. Адау - исполин, людоед, наводящий ужас на людей. Его появление сопровождается ураганом, громом, молнией. Адау имеет много голов, один глаз. Адау появились после исчезновения ацанов. В абхазском нартском эпосе адау - хозяин огня или водного источника (родника, реки), из-за которого вступает с ним в борьбу герой эпоса или сказки и побеждает его. В некоторых вариантах герой борется поочередно с несколькими братьями адау. Иногда адау имеет жену (мать или сестру). Осетины Бцены в осетинской мифологии, соответствуют абхазским ацанам и адыгским испам. Уаиги, в осетинской мифологии великаны. В нартском эпосе уаиги: одноглазый великан - циклоп, великан с пестрой бородой и даже семиголовый великан. Уаиги населяют башни, замки, пещеры, ведут борьбу с нартами и терпят от них поражение, так как глупы и неуклюжи. Они высокого роста, в черных бурках, часто селятся в жилом доме, причиняя неприятности его обитателям. В эпосе известны уаиги: Тыхыфырт Мукара, предкам которого нарты платили дань девушками, живет на берегу моря в башне, юный Батрадз в единоборстве убивает его; Сайнаг-Алдар, которому Батрадз отсек правую руку за кровь отца; Алаф, повадившийся ходить к нартам на танцы, где он ломает ноги нартской молодежи. Грузины Дэвы в грузинских мифах и фольклоре - злые духи. Дэви зооморфны, рогаты и волосаты, многоглавы. С увеличением числа голов возрастает их сила, на месте срубленной головы вырастает новая. Дэви обитают в подземельях, но иногда живут и на земле, владея дворцами и богатствами. Обычно вместе живут семь - девять братьев. Занимаются дэвы скотоводством и охотой, похищают и держат в неволе красавиц. В мифах горцев Грузии против дэвов борются местные божества. Дэвы женского пола - великанши, менее злы, они дают приют и огонь пришельцам и охраняют их от своих сыновей-людоедов. Дагестанцы В мифах дагестанских народов дэвы - антропоморфные одноглазые чудовища огромных размеров. Обычно обитают по нескольку братьев с матерью в пещере, в неприступной крепости; живут охотой. Разрушают человеческое жилье, убивают людей. Согласно лакскому мифу ("Одноглазый дэв"), один из дэвов занимался овцеводством; людей, забредших в его пещеру, жарил вместе с дичью и съедал. Но нашелся герой, благодаря смекалке спасшийся от него. Попав в пещеру дэва он, он выжег у спящего чудовища глаза. Проснувшись утром, дэв стал ощупью просчитывать своих овец, но человека, уцепившегося снизу за овечью шерсть, не обнаружил, и герой вместе с овцами выбрался из пещеры. Чудовища "...Карачаевский агъач киши - лесной человек, с острым в виде топора костяным наростом на груди и одним глазом во лбу; охотник угощает его мясом убитой дичи; когда лесной человек засыпает, охотник накрывает буркой бревно, лезет на дерево; лесной человек бросается грудью на бревно; охотник ранит его из винтовки; тот просит выстрелить еще раз, охотник не поддается на уловку; охотник идет к логову лесного человека, находит его мертвым, возвращает ее родителям плененную лесным человеком женщину, получает от них подарки...." "...Мегрелец Гатулия стал жарить убитого оленя; подошел покрытый шерстью Очокочи с лезвием топора на груди; Гатулия поделился с ним ужином; на ночь прикрыл буркой пень и оставленный острием вверх кинжал; Очокочи бросился на бурку, напоролся на кинжал, Гатулия выстрелил, Очокочи с ревом убежал. Если охотник встречает в лесу Очокочи, он не должен говорить с ним и не должен стрелять в него более одного раза; тело Очокочи поросло шерстью, грудь заострена в виде топора..." "...По рассказам абхазских сванов, переданным Г. Пилпани, очокочи ростом выше человека, покрыт шерстью, имеет большие зубы; следы его похожи на человеческие, но пальцы более растопырены, особенно оттопырен большой палец. Видимо, население предполагает возможность скрещивания, так как у одной сванки родился ребенок уродливый, с большими зубами, жители решили, что отцом его является "очокочи", и убили ребенка..." (Из записей С.В. Мюге и К.М. Великановой в декабре 1961 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке) Сарыурек - змей с тремя, семью или девятью головами, чудовищной величины и мощи. В сказках и в эпосе .дракон представляется как существо, враждебное людям - он преграждает течение реки или выпивает воду в ней, отчего наступает голод и засуха. Он требует в уплату за воду дань - красивых девушек, которых тут же съедает. Птицы Анкъа или Анкъар. Они могут уносить и людей, и жеребят, коров и т. д. Считалось, что эти птицы живут на краю земли, в высоких горах. Эмегены - самые известные в карачаево-балкарском фольклоре чудовища, великаны уродливого вида, сплошь обросшие густой шерстью, тупоголовые и прожорливые. Особенно они любят человеческое мясо. Они отдаленно напоминают людей тем, что умеют разговаривать, из хозяйственных занятий они знают только одно - пасти коз. Кровь их ядовита. Эмегены в эпосе являются смертельными врагами нартов, с которыми ведут жестокую борьбу. В конце концов нарты одолевают их и в последнем решающем сражении уничтожают всех до одного. Агъач киши. Он огромного роста и силы, с острым, в виде топора, костяным наростом на груди. Он .может, по мифам и сказкам, напасть на человека, но может и помочь. Очень много рассказов о встрече одинокого охотника с одним из Агъач Киши, ночью, у костра. Алмаст - другое страшное существо. Алмасты, как и люди, делятся на мужчин и женщин, но чаще рассказывают о женщинах. Их описывают то как очень безобразных, то как неслыханный красавиц, с длинными до пят волосами, безо всякой одежды. Они могут жить и в лесу, в оврагах, но могут поселиться на чердаке дома и тогда нужно оставлять там еду для алмасты. Убивать алмасты, как считали, нельзя - перед смертью это существо проклинает убийцу и проклятие всегда сбывается. О нескольких мифологических чудовищах никаких мифов не сохранилось. Это Хохури - небесный волк с длинной и зубастой пастью. Къан Тулукъ - страшное существо, напоминающее сосуд с кровью, верхняя оболочка которого очень тонка, и если хоть слепка коснуться его, оттуда на человека брызгает ядовитая кровь и человек заболевает и умирает. Эмгек и эмеуюл - кровососы. Возможно, впрочем, что это два названия одного демона. Желмауз, хорошо известное в карачаево-балкарской мифологии чудовище. Это кровожадная людоедка, обладающая неимоверной силой, со стальными зубами. Некогда она была разорвана на части крылатыми собаками нарта Кыйынлы. Но ее голова вместе с вцепившимися в нее собаками (они называются самырами) улетела в небо, где собаки стали охранять от нее луну. Один раз в течение года собаки от усталости засыпают, и тогда голова Желмауз набрасывается на луну, пытаясь ее проглотить, отчего происходят лунные затмения. Тогда люди начинают стрелять из ружей, кричать, бить в медные тазы, чтобы, разбудить собак. Те просыпаются и оттаскивают голову Желмауз от луны, и она снова светлеет. Меша адам. У азербайджанцев лесной человек живущий в горных лесах Кавказа. Представлялись в образе волосатых существ обоего пола, имеющих промежуточный между обезьяной и человеком облик, обладающих резким неприятным запахом. Считалось, что в поисках пищи меша адамы посещают бахчи и огороды, иногда надевают на себя выброшенную людьми одежду, боятся собак. Некоторые исследователи предполагали, что мифы об нем являются местным вариантом легенды о т. н. "снежном человеке".

Ответов - 31, стр: 1 2 All

Светланка: Мистика кто в нее верит сейчас? Мне кажется надо жить сег днем.



полная версия страницы